Что такое конспект про писателя. Приготовить сообщение о любимом писателе к

Мария Журавлёва
Конспект занятия «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 Капелька»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ТЕМА : «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ

К. И. ЧУКОВСКОГО ».

Подготовила :

воспитатель Журавлева М. Р.

ТЕМА : «Знакомство с творчеством писателя

Корнея Ивановича Чуковского ».

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ :

1. Дать детям представление о личности писателя и его книгах .

2. Вызвать интерес к личности писателя и его книгам .

3. Учить по действиям героя определять мотивы его поступков.

4. Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Чтение произведений К. И. Чуковского .

«Федорино горе» .

«Телефон» .

«Тараканище» .

«Муха Цокотуха»

«Айболит» .

«Мойдодыр» .

РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.

МАТЕРИАЛ :

1. Портрет К. И. Чуковского .

2. Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкам Чуковского .

3. Мешок с предметами :

Телефон;

Воздушный шарик;

Термометр (игрушечный)

Ход ЗАНЯТИЯ.

(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского , его портрет). Обратить внимание детей на выставку. Дети стоят полукругом около воспитателя.

Ребята, сложите ладони вместе перед собой и представьте, что у вас в руках новая, неизвестная вам книга. Откройте её (раскрывают ладони, рассмотрите картинки в ней, а я попытаюсь догадаться по вашей мимике лица понравилась вам книга или нет.

Дети «Перелистывают странички"(раскрывают и закрывают ладони) книги, воспитатель, обращая внимание на выражение лица, делает выводы : кого из детей заинтересовала книга, а кого нет.

Каждому из нас нравятся книги, которые рассказывают нам об их содержании по картинкам. Иллюстрации помогают нам лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они находятся. Это художники- иллюстраторы.

А как называют людей, которые пишут для нас стихи, сказки, рассказы и многое другое (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе , большом друге детей – о Корнее Ивановиче Чуковском .

Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса. Детским писателем он стал не сразу . В то время писали для детей многие писатели , но их книги были не интересными и скучными. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно . А было это так.

Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку : «Жил да был крокодил, он по улицам ходил» .

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович :

«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал :

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «МОЙДОДЫР»

Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.

Вспомните произведение К. И. Чуковского , где действующие лица являются вещи? Ответы детей : («ФЕДОРИНО ГОРЕ» )

Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе» .

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла,

Топоры – то, топоры

Так и сыплются с горы

Испугалася коза,

Растопырила глаза

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

- Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят – школьников, для подростков, и взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.

Чуковский очень любил ребят , он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке.

А может вы знаете, в какой сказке? Ответы детей : «МОЙДОДЫР»

Послушайте, я вам зачитаю строки из сказки, кто знает помогайте мне :

«Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя :

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки,

Убежали от тебя».

А еще у Чуковского есть сказка , в которой главного героя любят все дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей, он добрый, отзывчивый.

Догадались, о каком герое я говорю?

Как эта сказка называется? Ответы детей : «АЙБОЛИТ»

(Дети зачитывают по памяти отрывки)

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица…

Вспомните ребята на какой птице полетел «Айболит» ? Авы хотите полетать как герой этой сказки?

Физминутка «Мы отважные пилоты» .

Стихи Чуковского великолепно звучат , развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился : в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки.

(Дети читают стихи Чуковского ) .

Нет среди нас К. И. Чуковского . Но книги его живут, и будут жить долго.

Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ «Потерянные вещи» .

У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может найти их владельцев? Вы должны назвать, кому принадлежит эта вещь :

а) телефон - У меня зазвонил телефон. «Телефон»

б) воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде. «Тараканище»

в) мыло - Вот и мыло подскочило. «Мойдодыр»

г) блюдце - А за ними блюдца. «Федорино горе»

д) калоша - Пришлите мне дюжину новых калош. «Телефон»

е) термометр - И ставит им градусники. «Айболит»

ж) мочалка – А мочалка как оса… «Мойдодыр»

з) чайник - («Федорино горе» )

Ну что ребята, мы с вами познакомились с творчеством К . И. Чуковского , спасибо вам вы молодцы. Орел из сказки «Айболит» передал вам раскраски по сказкам К. И. Чуковского (воспитатель раздает раскраски по сказкам) .

Публикации по теме:

Путешествие в библиотеку «По страницам книг Корнея Ивановича Чуковского» 28 сентября мы с ребятами первый раз посетили библиотеку имени.

Конспект итогового занятия за 3 квартал по произведениям Чуковского в средней группе «В гостях у дедушки Корнея» Конспект итогового занятия за 3 квартал по произведениям Чуковского в средней группе «В гостях у дедушки Корнея». Воспитатель МБДОУ.

ЦЕЛЬ: Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Знакомство с творчеством П. И Чайковского ЦЕЛЬ: Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных.

Тема: Ф. И. Тютчев "Весенние воды"

Цели:

1. Знакомство учащихся с творчеством поэта.

2. Обучение анализу стихотворного текста, знакомство с приемом олицетворения.

3. Развитие образного и логического мышления.

4. Пополнение активной лексики учащихся.

5. Воспитание любви к природе.

6. Развитие коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь определять главную тему и мысль произведения;

Уметь находить в тексте примеры тропов;

Уметь правильно выбирать средства выразительности речи: темп, интонационное ударение, тон.

Оборудование: портрет Ф. Тютчева, музыкальная запись М. И. Глинки "Веснянка", репродукции картин И. Левитана "Март" и А. Саврасова "Грачи прилетели".

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Учитель : Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в чудесный мир русской поэзии.

А чтобы понять, о чем пойдет речь на уроке, отгадайте загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла...

(Весна)
Итак, пришла весна. В народе ее часто называют красавицей. Как вы думаете, почему?

(Природа обновляется, распускаются почки, появляются первые цветы)

3. Сообщение темы и целей урока

Весну очень любят поэты. Сегодня мы познакомимся с замечательным стихотворением Ф. И. Тютчева "Весенние воды", научимся понимать красоту поэтических строк. Заглянем и в мастерскую автора, чтобы понять, как ему удается передать весеннее настроение.

Но для начала давайте вспомним, что мы знаем о Тютчеве.

4. Проверка домашнего задания

Проводится в форме блиц опроса:

Полное имя поэта (Федор Иванович Тютчев)

Годы жизни (1803-1873)

Где родился поэт? (В Орловской губернии, в семье помещика.)

Кем служил Тютчев? (Дипломатом. Долгое время он жил за границей.)

Какова основная тема его лирики? (Русская природа.)

А что мы называем лирикой? (Лирика - род художественной литературы, в котором события, мысли и чувства передаются в стихотворной форме.)

5. Первичное знакомство с произведением

Вы хорошо помните биографию поэта. И правильно указали, что большинство его стихов о природе. Тютчев умел необыкновенно тонко передать весеннее настроение. Умел наблюдать, описывать и подмечать красоту в любом, даже самом отдаленном уголке России.

А весна - самое любимое время года многих поэтов. Она дарит чувство радости, обновления, заставляет взволнованно биться наши сердца.

Послушайте стихотворение "Весенние воды"

Учитель читает стихотворение.

(Картина И. Левитана "Март" )

6. Работа с текстом

А) Восприятие поэтического текста

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Радостное, восторженное)

Какие признаки наступления весны описывает поэт? (звон капели, журчание ручьев, таяние снега)

Б) Словарная работа

Найдите в тексте слова, которые вам кажутся непонятными.

Брег - берег

Гласят - говорят, кричат, возвещают

Гонцы - те, кто несет весть, новость.

Назовите все слова, которые передают действие весенних вод (шумят, бегут, будят, блещут, гласят)

Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение: медленно и спокойно или радостно и активно? Почему? (Сами глаголы передают активное движение, поэтому читать нужно весело, с задором)

Учитель читает стихотворение, подчеркивая интонацию.

В) Физкульт.минутка

Давайте попробуем с вами изобразить вешние воды. Я называю слово, вы передаете движениями, мимикой.

Итак, ручьи бегут, шумят, будят, блещут, гласят.

(Картина А. Саврасова "Грачи прилетели" )

7. Визит в поэтическую мастерскую

А) Работа по развитию творческого воображения

Прочитайте стихотворения про себя. Какие картины вы себе представили?

Прослушайте творение русского композитора М. И. Глинки "Веснянка".

Какие звуки наступающей весны вы услышали? (Трели соловья, журчание ручьев, звон капели.)

Соответствует ли музыка стихотворению Тютчева? (Да, она тоже передает звуки весенних вод)

Как вы думаете, о каком месяце идет речь? (Конец марта - начало апреля. Это время, когда тает снег.)

Какие весенние месяцы вы знаете? Расскажите о них. (Учащиеся описывают явления природы, характерные для весенних месяцев.)

Почему поэт назвал берег реки сонным? (Потому что он еще во власти зимней спячки.)

Б) Введение нового понятия: олицетворение

В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением.

Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)

Зачем поэт использует олицетворение?

Прочитайте вторую строфу стихотворения. Кого славят ручьи?

Как они себя называют?

А как вы понимаете последние три строчки?

Какие чувства вызывают эти строки? Почему? Какое настроение они придают всему произведению?

8. Развитие эстетического восприятия текста

Весну любили не только музыканты и поэты, но и художники. Перед вами репродукции картин русских художников, посвященных весне:

И. Левитан "Март"

А. Саврасов "Грачи прилетели"

Всмотритесь в краски весны. Это похоже на волшебный напиток. Один глоток - и вы понимаете, о чем кричат грачи, вы слышите звон капели, понимает, о чем шепчут лист деревьев.

Какая из картин, на ваш взгляд, лучше всего иллюстрирует стихотворение Тютчева? Объясните свою точку зрения.

(Учащиеся рассматривают картины, называют признаки весны, объясняют свой выбор.)

9. Выразительное чтение стихотворения

10. Подведение итогов урока и выставление оценок

Что нового вы узнали на уроке?

Какие приметы весны описывает поэт?

Каким приемом он пользуется для передачи настроения?

Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

11. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение "Весенние воды" наизусть.

2) Нарисовать пейзажную зарисовку по мотивам произведения.

(по произведениям К.И. Чуковского)

Задачи :

I. Обучающие:

  • Закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуковского;
  • Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, узнавать их;
  • Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях;

II. Развивающие:

  • Развивать память, сообразительность, находчивость и быстроту реакции;

III. Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.

Предварительная работа : организовать в группе (книжном уголке) выставку произведений К.И.Чуковского, подобрать художественные иллюстрации к этим произведениям, просмотр фильма: «Откуда пришла книга».

Педагог встречает детей в книжном уголке.

Педагог (загадывает детям загадку про книгу):

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Дети (отгадывают загадку).

Педагог: Правильно, дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги - наши друзья».

Почему книгу считают другом? (отвёты детёй)

Педагог: Кроме загадок, есть пословицы и поговорки о книгах. Какие может быть

вспомните и вы? (Дети перечисляют).

1. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

2. Книги для ума, что теплый дождик для всходов.

3. Кто много читает, тот много знает/

4. Книга подобна воде - дорогу пробьет везде.

Педагог рассматривает с детьми книги, которые живут в книжном уголке.

Педагог: Посмотрите, ребята, сколько у нас здесь разных книге известными рассказами, стихами, загадками и с нашими любимыми сказками.

Педагог: Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир- рассказывают о земле, космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц. Не зря говорит пословица: «Книга- источник знаний!».

Педагог: Дети, а вы помните, какой фильм про книгу мы смотрели недавно.

(Дети называют фильм: «Откуда пришла книга!»).

Вот какой нелегкий путь совершает книга и поэтому обращаться с книгами нужно
бережно.

(дети перечисляют известные им правила обращения с книгами):

1. Не рвать, не мять.

2. Не есть за столом.

4. Ничего не ставить на книги/

5. Вовремя их «лечить»

Педагог: Вспомните, пожалуйста, кто пишет все книги.

Дети называют.

Педагог: Правильно, это писатель.

Педагог вместе с детьми рассматривает писателя.

Педагог: В нашем книжном уголке есть портрет писателя, которому бы исполнилось в этом году 130 лет. Этот писатель написал много сказок, а также стихов. И зовут его

Корней Иванович Чуковский.

Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, какие вы знаете произведения К.И.Чуковского (читали дома или в детском саду).

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга - лучший спутник мои и друг.

Дети перечисляют известные им произведения К7И.Чуковского.

Педагог проводит с детьми игру: «Угадай-ка».

Педагог: Как хорошо вы знаете и помните произведения Чуковского. И сейчас вы должны угадать из какого произведения Чуковского данные строчки:

1. Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

(Краденое солнце).

2.. .... А лисички взяли спички,

К морю синему пошли

Море синее зажгли.

(Путаница).

3. ...Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Звери задрожали, в обморок упали.

(Тараканище).

4. ...Таня, Ваня задрожали -

Бармалея увидали.

Он по Африке идет,

На всю Африку поет.

(Бармалей).

Педагог: Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

Педагог проводит игру: «Чьи это слова?»

Педагог: А теперь, вы должны отгадать кому принадлежат слова:

1. «Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил»

(Сороки - белобоки из Краденого солнца)

2. «Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу».

(Муха-Цокотуха).

3. «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!»

(Мойдодыр).

4. «Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

(кит из Путаницы)

5. «Ой, вы, бедные сиротки

Утюги и сковородки».

(Федора)

6. «Погодите, не спешитё?

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую»

(Тараканище)

7. «И мне не надо ни Мармелада, ни шоколада,
А только маленьких детей»

(Бармалей) - чую»

Педагог проводит игру: «Да - нет »ище)

Педагог: Хорошо вы справились сзаданием.

Я утверждаю, что все эти сказки написал К.И. Чуковский. Так ли это?

Айболит............ (высказывания детей)

Винни-Пух................ (противоречие)

Колобок................ (это русская народная сказка).

Дети отвечают.

Педагог проводит игру: «Назовите имя? »

Педагог : А сейчас я начну, а вы продолжите:

Доктор................... (Айболит)

Акула............................. (Каракула)

Разбойник, злодей, ужасный.......................... (Бармалей)

Великий умывальник........................... (Мойдодыр)

Муха......................... ..(Цокотуха)

Бабушка................. .(Федора)

Имена детишек Крокодила.,,(Тотоша и Кокоша).

Педагог проводит игру: «Собери героев в одну сказку».

Педагог: Посмотрите - ка, беда, герои сказок потерялись и не могут найти свою сказку. Поможем им найти друг друга? (ответы детей)

Дети получают карточки с изображением героев сказок Чуковского. Педагог дает им время, для того, чтобы дети объединились в одну сказку (правильно нашли героев и назвали книжку)

Звучит музыка . Дети выполняют задание.

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пройдем от страницы к странице

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

1. «Муха-Цокотуха» (паук- злодей, жучок, паучок)

2. «Айболит» (медведь, лиса, заяц, корова)

3. «Телефон» (цапля, медведь, мартышка)

4. «Мойдодыр» (грязнуля, умывальник, мойдодыр)

5. «Федорино горе» (курица, бабушка, самовар )

Педагог : Сегодня мы с вами вспомнили сказки Чуковского. А теперь посмотрите на иллюстрации к каждой сказке и скажите, как вы думаете, кто их нарисовал? Ответы детей.

Педагог: Правильно, все иллюстрации в книгах рисует художник. Самое интересное занятие - делать картинки к детским книжкам.

Педагог : Мы сейчас станем на какое-то время художниками - иллюстраторами и нарисуем свое любимое произведение К.И.Чуковского.

Звучит музыка, дети рисуют рисунки, которые педагог оформляет общей выставкой на тему «Сказки дедушки Ко рнея».

Конспект НОД с детьми 5-6 лет. Тема: «Откуда пришла книжка?»

Основной вид деятельности. Познавательно – исследовательская деятельность.
Форма деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей.
Форма проведения. Презентация и беседа.
Цель. Развитие познавательного интереса детей, интереса к книгам.
Интеграция содержания образовательных областей.
Познание. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Формировать представление детей о том, что любая вещь создана трудом взрослым. Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости.
Труд. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Дать знание о труде типографских работников. Воспитывать уважение к людям, создателям книг.
Коммуникация. Развивать умение поддерживать беседу. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному, образовывать глаголы из существительных. Помочь детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Предварительная работа. Игровая ситуация «Выставка книг – такие разные книги».
Материалы к занятию. Коробка с деревянными предметами и книгой внутри, книги, презентация «История, рассказанная книгой».
Ход деятельности.
1. Мотивация на деятельность.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
- Дети, мне подарили набор предметов. Здесь написано, сделано из дерева. Посмотрим, что лежит внутри? Дети рассматривают предметы в коробке.
Игра «Какой, какая, какое, какие»
ложка, какая? (деревянная)
солдатик, какой? (деревянный)
матрёшка, какая? (деревянная)
яйцо, какое? (деревянное)
кубики, какие? (деревянные)
- А как же книга оказалась среди этих предметов? (Предположения детей)
Педагог берёт книгу в руки и подносит к уху.
- Дети, книга рассказала мне удивительную историю. Оказывается она пришла к нам из леса и её сделали из дерева. Точнее не книгу, а бумагу, из которой сделана книга. Хотите, я расскажу вам эту историю.
2. Презентация «История, рассказанная книгой».
- Родилась я в лесу. Лесорубы деревья спилили, из леса вывезли. Деревья привезли на бумажную фабрику, очистили от коры, распилили, измельчили в опилки. Опилки сварили, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие высушивают ленту, третьи полируют. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Затем бумагу разрезают специальной машиной на листы нужного размера.
Так переходя из машины в машину, дерево превращается в бумагу.
На бумажной фабрике сделали бумагу. Но этого не достаточно, чтобы появилась книга.

- Кто поможет белую бумагу превратить в волшебную книжку? (ответы детей)
- Кто придумает интересные рассказы и сказки, напишет стихи? (ответы детей)
- Каких писателей и поэтов вы знаете? (ответы детей)
- Кто нарисует красивые картинки в книгах? (ответы детей)
- Каких художников – иллюстраторов вы знаете? (ответы детей)
- Итак, начинается волшебное превращение белой бумаги в книгу. Писатель пишет рукопись. Рукопись – это то, что написано рукой человека. Писатель приносит свою рукопись редактору. Редактор внимательно читает книгу и редактирует её. Редактирует, значит, поправляет рукопись, исправляет ошибки. Редактор передаёт книгу художнику. Художник читает рукопись и рисует рисунки к тексту – иллюстрирует.
- К какой сказке Рачёв Евгений Михайлович рисует иллюстрацию? (ответы детей)
- Писатель написал рассказ или сказку. Художник иллюстрировал книгу. Но это только одна книга. А в нашей стране очень много детей, и все они мечтают прочитать эту книгу. Как же быть? (ответы детей)

Есть такое удивительное место – типография. Здесь печатаются книги, журналы, газеты. Сначала книгу готовят к печати. Редактор редактирует, художник иллюстрирует, корректор корректирует текст, дизайнер продумывает дизайн книги. Наборщик и печатник создают макет книги (образец). Когда макет книги готов, можно его тиражировать, печатать. В России детские книги выпускаются большим тиражом.
- Печатают в типографии на больших листах, сразу несколько страниц. Напечатали, а читать неудобно, что же делать? Листы будущей книги на специальной машине складывают, собирают в одну книгу. Но что-то не хватает? Нужна обложка и переплёт!
Разные сложные машины помогают работникам типографии печатать книги.
- Сейчас мы с вами немного отдохнём. Представьте, что вы в лесу. В лесу свежий, приятный воздух. Вдохните его глубоко, глубоко и медленно выдохните. (Дыхательное упражнение 3-4 раза)
Физкультминутка «Лес»
Мы с вами входим лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли, покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они плавно садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели.
Дружно в гнёзда полетели.
Дети берут книги и рассматривают их.
- Чтобы листы в книге не перепутались, на листочках пишут номер страницы (показ нумерации страниц в книге). Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют скребками. В вашей книге, как соединены листочки? (ответы детей)
- Обложка у книги может быть мягкая или твёрдая (из картона) (показ обложки книг). Если книга толстая, обложки соединяет переплёт (показ переплёта).
Игра «Добавь словечко».
- Добавляйте слова в рифму и по смыслу
Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы),
Чтоб при чтении не сбиться,
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт,
Их скрепляет…. (переплёт) .
- На обложке книги пишут, как зовут автора и название книги (показать). Иногда пишут фамилию художника. А в конце книги, (показать) обязательно указывается типография, в которой напечатана эта книга и фамилии некоторых людей, кто помогал напечатать эту книгу. К сожалению, нельзя в книгу написать фамилии всех работников типографии, кто участвовал в создании этой книги. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Правильно, очень много людей трудиться над созданием одной маленькой книги. Если печатать все фамилии, книга получится очень толстая и тяжёлая, и дети не смогут её поднять.
- Мы с вами вспомним тех, кто создал наши книги.
Игра «Кто что делает».
Писатель (пишет, сочиняет)
Иллюстратор (иллюстрирует, рисует)
Редактор (редактирует)
Корректор (корректирует)
Наборщик (набирает текст)
Печатник (печатает книгу)
- Когда все дети уходят домой, в группе становится тихо-тихо. Однажды я услышала, о чём шептали книги. Хотите узнать, о чём шептали книги?
Не берите меня, пожалуйста, грязными руками, мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах! - шептала одна книга
Не перегибайте мой переплёт. Я могу потерять самые интересные страницы! - говорила другая книга.
Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся!
Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега!
Не рисуй, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно меня читать!
- Вы запомнили просьбы книг? Постарайтесь их выполнять!
- Вот, что говорят в народе о книгах.
Хорошая книга – лучший друг.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Книгу читаешь, на крыльях мечты летаешь.
Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
3. Результат деятельности.
- Что нового, интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)
- Что бы вам хотелось ещё узнать? (ответы детей)
- Кто поможет нам найти новые знания? (ответы детей)
- Спасибо, мне была приятно беседовать с вами.
Аутотренинг.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощание
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!










Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Книга – лучший друг» в старшей группе

(ОО «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое» развитие)

Составил: Кучеренко Ирина Анатольевна-Воспитатель МБДОУ № 21 Краснодарский край г. Армавир

Цель: Сформировать у детей понятие, что книга - это источник информации знаний.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей возникновения книги.
Развивающие:
- Развивать нравственные чувства детей.
- Развитие воображения и творческого подхода.
- Развивать познавательные процессы.
- Развивать умение выражать свои мысли словами.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение детей к книге.
Место проведения: группа (музыкальный зал)
Оборудование: ММ установка, слайд шоу «История возникновения книги», разрезные картинки (животные, времена года, птицы…), «Книга Знаний».
Использование педагогических технологий:
«Игровые технологии» социально- игровой стиль общения (В.М. Букатов);
-«Технологии проблемного обучения» личностно- ориентированного обучения в современной школе» (И.С. Якиманска);
Здоровьесберегающие технологии «Здоровый дошкольник (Ф. Змановский)
Словарная работа: папирус, пергамент, береста

Ход НОД:

Iчасть
1. Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в группу, дети рассаживаются на стулья.

Воспитатель предлагает детям побеседовать об увлечениях. Вы хотите?
-Чем вы любите заниматься?
(Ответы детей)
- Я тоже люблю читать книги.
Воспитатель:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг!
Чтобы делал человек,
Если б не было бы книг.
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей.
От волшебных добрых сказок,
Да веселых новостей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книгой руку,
А ее на полке нет!
Нет! Нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник.
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

Воспитатель: Ребята, представьте, что исчезли все книги, что будет? Что может заменить книгу?
Ответы детей:
-Телевизор, интернет.

Воспитатель: Ни что нам не заменит добрую старую книгу.
Часто говорят: "Книги - наши друзья". Почему книгу считают другом? Как вы думаете зачем нужны книги?

(Ответы детей)

Книги рассказывают о земле и космосе.
- О жизни детей.
- Знакомят нас с миром природы.
- С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия.
- Читая книги мы узнаем стихи.
- Загадки, пословицы и поговорки.
Воспитатель : Не зря говорит пословица: "Книга - источник знаний".

IIчасть
1.
Из-за полки доносятся звуки:
Книга: Ох-хо-хо!

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то вздыхает? Кому-то нужна помощь.

Книга: Лежу, я, забытая, заброшенная! А ведь давным-давно любили и ценили книгу, читатели, увлекшись чтением, засыпали в обнимку с книгой.

Книга: Как верно вы заметили! Что "Книга - источник знаний". Я - Энциклопедия, а еще меня называют – книгой знаний. Я предлагаю вам полистать мои разноцветные странички. И получить ответы на все интересующие вас вопросы.

Воспитатель: Нам очень интересно узнать об истории создания книги и бережном отношении к ней, правда, ребята?

Воспитатель: Ребята, вам интересно, что приготовила нового и интересного наша гостья?
У вас есть вопросы? Задавайте!

1. Ребенок: - Уважаемая Энциклопедия, скажите, пожалуйста, а книги были всегда?

Книга: Об этом вы узнаете на моей первой страничке.
(Воспитатель открывает первую страницу, показывает слайды и рассказывает детям об истории возникновения книги.)

2. История возникновения книги.
Воспитатель: Было время, когда не было книг и наши предки рисовали рисунки на скалах. По ним мы можем узнать, как они жили, охотились.

Позднее научились делать дощечки из глины, и писали уже на них. Вот перед вами библиотека из таких дощечек, которую перевозили из одного города в другой на верблюдах.

Прошло время, и люди придумали выделывать шкуру молодых телят и на ней писали, называли это - пергаментом.

При раскопках нашли кусочек бересты, и на этом кусочке была написана записка одного крестьянина другому.

Египтяне спустя время догадались писать на папирусе. Папирус - это растения с большими листьями, их складывали под пресс, выдерживали и писали затем на них.

Сейчас этот секрет изготовления известен всем, и на бумаге печатают замечательные книги.

Воспитатель: И жизнь без них мы не можем представить.
2. Ребенок: - Уважаемая Энциклопедия, я думаю, что читать скучно, я люблю играть.
Вы знаете интересные игры?

Книга: На второй страничке игры с художественным словом.

(Воспитатель открывает вторую страницу).
Воспитатель: Какие интересные игры, в одну из них мы сейчас поиграем.

3. Подвижная игра: «Тень – тень - потетень»

3. Ребенок: - Уважаемая Энциклопедия, скажите пожалуйста, а может и загадки у Вас есть?

Книга: Конечно есть, только они сложные, откройте третью страницу и попробуйте их отгадать.
(Воспитатель открывает третью страницу).

4.Загадки о книге.

Воспитатель: Действительно трудные загадки, но я думаю, вы ребята справитесь.
1. Ты беседуй с ней почаще - будешь вчетверо умней. (Книга).
2. Кто говорит молча. (Книга).
3. Поле белое - овцы черные. (Бумага и буквы).
4. Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга).
Ребенок: - Уважаемая Книга знаний, скажите, пожалуйста, а о чем еще можно узнать, читая Энциклопедию?

Книга: У меня много интересного, на разные темы.
А узнаете вы, о них выполнив задание на страничке номер четыре.

(Воспитатель открывает четвертую страницу).

5. Игра "Собери картинку"
Детям раздаются разрезные картинки с изображением животных, растений, профессий, космос, инструменты и т.д. Необходимо собрать все картинки, чтобы узнать, что содержит в себе Энциклопедия.

Воспитатель спрашивает, что изображено на каждой картинке и обобщает, что обо всем этом можно узнать в Энциклопедии.

Воспитатель: Чтобы книги стали настоящими нашими друзьями, надо с ними бережно обращаться. Кто скажет мне, чего нельзя делать с книгой.
(ответы детей)
III часть
Воспитатель: Сегодня мы много нового узнали о книгах, поняли, что она лучший нам помощник и друг. Значит, мы должны любить и уважать книги и бережно к ним относиться.
Воспитатель: Большое спасибо, Вам Уважаемая Энциклопедия, за познавательную беседу. Ребята тоже приготовили для вас стихи.
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой,
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот,
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна,
И не страшна распутица,
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг,
Развеет скуку книжка.