Служебная тайна: это то, что не должно стать достоянием широких масс

Казалось бы, мы знаем все о нашей планете. Однако даже в самых популярных туристических местах можно открыть по-настоящему удивительные уголки — как созданные самой природой, так и возведенные руками человека.

AdMe.ru собрал для вас 17 крутых местечек, о которых вы наверняка еще не слышали. А один очень интересный бонус ждет вас в конце статьи.

17. Амфитеатр в Пуле, Хорватия

© wikimedia  

Одной из самых известных достопримечательностей Италии является римский Колизей. Однако в хорватском городе Пуле есть не менее красивый амфитеатр. Он был построен из дерева, а затем перестроен из камня в I веке н. э., вмещал до 23 тыс.

человек и использовался для массовых зрелищ. В V веке с запретом гладиаторских боев сооружение стало постепенно разрушаться и разграбляться.

В Средневековье арену приспособили для выпаса скота, ярмарок и рыцарских турниров, а в XX веке — для военных церемоний, парадов, театральных постановок.

16. Пещера Шондонг, Вьетнам

© wikimedia  

Пещера была открыта в 1991 году, однако ее изучение началось в 2009-м, а организованные группы туристов стали пускать совсем недавно. Шондонг называют самой большой пещерой в мире  ее протяженность более 9 км, а высота сводов такова, что под ними легко мог бы поместиться 40-этажный небоскреб!

Пещера образовалась из-за размытия известняковой горной породы, и теперь внутри нее есть своя экосистема с рекой и водопадом, уникальными растениями, животными, сталактитами и так называемыми пещерными жемчужинами — каменными образованиями из кальцита, которые формировались на песке под воздействием воды в течение сотен лет.

15. Колокольня на озере Резия, Италия

© wikimedia  

Озеро Резия образовалось в 1950 году в результате строительства гидроэлектростанции и дамбы и затопления двух деревень.

Над поверхностью водохранилища возвышается колокольня, построенная еще в XIV веке. В связи с изменением уровня воды над озером периодически можно увидеть только верхушку башни с часами.

Из-за сильных ветров на озере поднимаются волны, поэтому местечко нравится серферам.

Летом вокруг колокольни можно прокатиться на катере, а с приходом морозов туристы могут дойти до башни прямо по льду. Кроме того, по легенде, здесь все еще можно услышать колокольный звон, хотя сами колокола сняли с башни еще до затопления.

14. Менгиры Калланиша, Шотландия

Пожалуй, самым разрекламированным каменным сооружением Великобритании является Стоунхендж. Однако загадочный Калланиш на острове Льюис в Шотландии ученые называют крупнейшим памятником мегалитической культуры. Это 13 монументов и групп вертикально установленных, буквально выросших из земли камней высотой до 5 метров, образующих круги. За пределами круга установлены камни в форме, напоминающей кельтский крест, указывающий концами на стороны света. По одной версии, эти менгиры не что иное, как гигантский лунный календарь, по другой — древнее обрядовое место.

13. Природный мост Пон-д’Арк, Франция

Источник: /adme.ru/svoboda-puteshestviya/15-krutejshih-mestechek-o-kotoryh-bessovestno-umalchivayut-putevoditeli-1548465/

Служебная тайна. Какая информация не относится к служебной тайне? Содержание служебной тайны

На сегодняшний день однозначного определения служебной тайне не дали, поэтому, для того чтобы иметь представление об информации, которая относится к этому разделу, необходимо ознакомиться с законодательством РФ. На базе анализа нормативных актов можно сделать вывод и определить основные признаки касательно данного вопроса.

Если говорить проще, то служебная тайна представляет собой информацию, к которой закрыт доступ окружающим, но ею могут воспользоваться государственные власти. Такая информация не разглашается, исключением этому является запрашивание сведений правоохранительными органами. Это могут быть сведения об усыновлении ребенка, характер заболевания пациента, вклады граждан РФ в банки и прочее.

В число людей, которые должны ее соблюдать, входят потенциальные носители и все сотрудники, занимающие должность в гос. органах. То есть это касается членов исполнительной, судебной и законодательной власти. Сюда же относят служащих подведомственных организаций.

Какие сведения можно к ней отнести?

  • Важная информация, которая занесена в базу данных и имеет гриф «для служебного использования»
    . Она может включать в себя данные о деятельности муниципальных или государственных органов. В свою очередь, этот блок имеет свои разделы, которые вмещают:
    • военную тайну;
    • информацию по следствию, которая не должна быть обнародована;
    • судебную тайну, к которой относится совещание судей и прочее.
  • Сведения, которые были получены в ходе выполнения обязанностей сотрудниками
    учреждения.

    Это может быть:

    • информация, которая раскрывает некоторые аспекты личной жизни гражданина, подробности о вероисповедании, материальном положении или данные, которые были выяснены в зале суда;
    • данные об усыновлении ребенка;
    • производственные тайны и другие, касающиеся политики организации и прочее.

Касательно организаций к этим данным могут относиться:

  • Информация, которая включает в себя детали об учредителях компании, а также все данные прочих работников. Это могут быть данные об опыте работы, наличии судимости, свидетельство о навыках, которыми обладает лицо, наличие деловых связей и профессиональных знаний.
  • Информация, которая касается структуры управления, методики обучения набираемого на определенную должность персонала.
  • Данные об участии определенного лица в капитале другого предприятия, о том, какими ценными бумагами он владеет и какой вклад с его стороны был сделан. Сюда же стоит отнести и данные о банковских счетах и задолженностях.
  • Информация о том, кем производится финансирование компании. При этом не распространяются детали о заключающихся сделках, озвученных суммах и условиях. Сотрудники не имеют права распространять данные о кредитоспособности предприятия. Не подлежат всеобщему оглашению сведения об охране организации и состоянии технической базы.

Из вышеперечисленных примеров можно сделать вывод, что все подобные детали не являются предметом самостоятельных сделок, но при этом они могут стать причиной нанесения ущерба предприятию и существенно понизить его деловую репутацию.

Регламентация по законам РФ

Для того чтобы понять, как законом классифицируется служебная тайна, достаточно открыть первую часть статьи №139 Гражданского кодекса Российской Федерации за 2008 год. Именно там были отражены данные об информации, которая носит потенциальную и действительную ценность. Кроме того, описывается надобность в ее сохранности и нахождении в ограниченном доступе.

Что самое примечательное, таким же нормам соответствует и коммерческая тайна.

Чтобы понять, какое значение в законодательстве имеет служебная тайна на сегодняшний день, необходимо погрузиться в изучение пункта 3 перечня сведений, носящих конфиденциальный характер.

Он был утвержден президентом Российской Федерации в 1997 году.

Исходя из этого положения, это та информация, которая органами государственности власти была отнесена к ряду секретных материалов в соответствии с законодательством.

Более точного описания рассматриваемого понятия на сегодняшний день нет. Но тем не менее, довольно-таки внушительное количество законов, ведомственных нормативно-правовых и подзаконных актов содержит в себе пункты, которые свидетельствуют о том, что такая информация не должна распространяться
.

Отличия от профессиональной тайны

Многие ошибочно считают, что профессиональная и служебная тайна – это приблизительно одно и то же. Такое предположение неверно, так как понятия совершенно неидентичны. Если ознакомиться с 4 пунктом перечня о конфиденциальных сведениях, в первую категорию входит информация, доступ к которой был ограничен конституцией, то есть это:

  • переписки, телефонные переговоры и тайна исповеди;
  • сюда же относят нотариальные данные, врачебные детали, адвокатские тайны и прочие.

В этом случае служебной тайной не может стать информация, которая ввиду своего занимаемого поста была получена адвокатом или священнослужителем. Исходя из 3 и 4 пункта 56 статьи УПК Российской Федерации, они не могут выступать в качестве свидетелей. О конфиденциальности исповеди и адвокатской тайны свидетельствует также статья №69 из ГПК.

Ответственность при разглашении

Должностное лицо, которое нарушило запрет на разглашение данной тайны, ожидает наказание. Это может быть привлечение к уголовной или административной ответственности.

Степень вины и наказание назначается в зависимости от того, каким образом был нарушен режим конфиденциальности и какая информация была раскрыта.

Под административную ответственность попадают должностные лица, которые обладают защищенной информацией о юридическом положении дел определенного лица. При этом разглашение таких данных может стать причиной падения стоимости активов или ценных бумаг. Кроме того, под нее попадают сотрудники предприятия госзаказчика.

В этом случае наказание лица происходит согласно статье 15.21 КоАП РФ. С нарушителя взимается штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей
. За невозможностью выплаты следует лишение служебных полномочий максимум на 2 года.

Уголовная ответственность подразумевает наказание в зависимости от степени тяжести нарушения:

  • раскрытие тайны об усыновлении подразумевает штраф в размере 80 тысяч рублей
    или лишение свободы на срок до 120 дней
    ;
  • раскрытие системы безопасности в отношении участников уголовного процесса или судьи карается штрафом в 200 тысяч рублей или до 5 лет заключения
    ;
  • если раскрываются сведения о мерах безопасности, предпринимаемых в отношении лица, занимающего должность в правоохранительных органах, нарушитель обязан выплатить 200 тысяч
    штрафа или попасть под заключение сроком до 5 лет
    .

До сих пор идут споры что же такое служебная тайна, у некоторых служебная тайна ассоциируется с понятием под грифом «секретно», однако новый закон говорит об этом так: служебная тайна – это та информация, доступ к которой ограничен государственной властью, служебными лицами и федеральными законами. Служебная тайна не разглашается, исключением являются моменты в которых необходимо предоставит ту или иную информацию правоохранительным органам.

Примеры служебной тайны

Рассмотрим пару примеров служебной тайны, чтобы понять с чем мы все-таки имеем дело.Налоговая тайна – это тайна о налогоплательщике, в Налоговом кодексе Российской Федерации такая тайна означает, что любые сведения полученные налоговым, государственным и таможенным органом являются служебной тайной. Также персональные данные физического лица и его личная тайна.

Информация считавшаяся служебной тайной в налоговых органах хранится в специальном режиме и ограниченном доступе. К такой информации доступ имеют лишь малый список должностных лиц, который определяется Федеральной налоговой службой России.

К разглашению относится передача и использование любых данных или сведений о налогоплательщике.

Служебная тайна ЗАГСа

Акты гражданского состояния ставшие известными работнику органа являются исключительно конфиденциальной информацией, доступ к ней ограничен и разглашение запрещено. Гражданские акты состояния – это те или иные события, которые влияют на изменения или прекращения прав и обязанностей.

Работники ЗАГСа также не могут разглашать информацию об усыновлении и выдачи документов, которые говорят о том, что усыновители не являются родителями ребенка. Не разглашается и информация связанная со сменой имени или фамилии. Перед заявлением на смену имени причина должна быть строго засекречена.

Исключением разглашения информации является просьба органов следствия, прокураторы, суда и прочих лиц, которые уполномоченные по правам человека. Такие тайны можно отнести как к служебным, так и к личным.

Для эффективной работы предприятия не обойтись без правильно построенной системы управления персоналом. вы узнаете, что для этого понадобится.

Вы найдете всю информацию по аттестации персонала и узнаете, как ее проводить.

Какая существует защита и угроза служебной тайне?

Угрозы по отношению к информации

Более реальную угрозу представляют внутренние злоумышленники, но даже так информация будет отлично защищена, так как персонал в подобных заведениях регулярно проходят инструктажи как обращаться с подобной информацией.

Защита информации

К защите служебной тайны относится лишь доступ людей, которые могут ей руководить. Этого вполне хватает, что бы уберечь вашу информацию. На компьютере классифицируется информация и то что попадает в раздел «секретная;личная;конфиденциальная» и является барьером от злоумышленников или простых рабочих. Только уполномоченные люди могут распоряжаться ею и конечно же, не разглашать её.

Читайте также:  Случайные условия договора и их юридический смысл в гражданско-правовых отношениях

Что еще относится к служебной тайне?

К служебной тайне относится также и несекретные данные, которые так или иначе качаются деятельности каких-либо организаций.

Нельзя разглашать такую информацию: Личные данные об организации(опыт рабочих, работодателей, судимости, знания, умения и навыки, связи), особенности производства, способ обучения персонала, вложения в другие организации, депозиты.

Также нельзя разглашать о сделках организации, системе охраны, технической составляющей. Такие сведения могут нанести ущерб, испортить репутацию или вовсе разорить организацию.

Получается так, что кроме служебной тайны бывают исключения, в виде информации частной тайны. Также нельзя разглашать государственные тайны, это уже личный государственный интерес.

Ответственность за разглашение конфиденциальной информации

Существует множество различных видов ответственности за разглашение неподлежащей информации.

Дисциплинарная ответственность

Если вина об утечке информации доказана, работника ждет наказание в исключительно трудовых рамках, таким может быть: Выговор, увольнение, замечание. Какое именно будет наказание решает руководитель учреждения/организации.

Административная ответственность

К административной ответственности привлекается виновное лицо за: разглашение сведений о личной жизни, разглашение государственных тайн или погрешность в защите информации, нарушение. В случае распространения информации о личной жизни виновному лицу выпишут штраф до 10 тысяч.

Уголовная ответственность

Наступает в случае нарушения неприкосновенности, нарушения тайны телефонных звонков или же переписок. Необоснованный отказ государственному лицу в предоставлении информации. За это могут лишить свободы в зависимости от нарушения.

Свои интересы в данной проблеме разрешить будет сложно, так как допускается множество ошибок в разрешении таких дел.

Все нуждаются в информационной защите, если кто-то нарушает это, необходимо подать заявления в правоохранительные органы или суд.

Профессиональная и служебная тайна

Профессиональная тайна – это та информация, которую получает работодатель или предприниматель в связи с исполнением рабочих обязанностей. Объекты профессиональной тайны:

Тайна которая содержит:

  1. Результаты различных обследований.
  2. Любые сведения связанные со здоровьем, диагнозом или заболеванием гражданина. Это и его личная тайна.
  3. Любые сведения о доноре или реципиенте
  4. Психологические расстройства, их лечение или обращение за помощью.

Все сведения о состоянии здоровья гражданина можно считать профессиональной тайной.

  • Тайна связи: переписки, телефонные звонки, сообщения, почтовые переговоры.
  • Сведения о доверенности документов у нотариуса.
  • Информация полученная адвокатом при юридической помощи.
  • Сведения об усыновлении.
  • Сведения о страховании лиц, их финансовое и имущественно положение полученное страховщиком в ходе работы.
  • Сведения доверенные священнику на исповеди.

Отличия между профессиональной и служебной тайны заключаются в порядке формирования.

Профессиональная тайна прежде всего наказуема на основе закона или прямым законом, а служебная, чаще всего не противоречива закону и наказание выносится руководителем.

Также при профессиональной тайне в Российской Федерации будет представлена судебная защита и возмещение нанесенного ущерба, а ответственность виновного может быть и уголовной.

В то время как служебная тайна решается в основном локальными правовыми актами. Но работник может не считаться с руководством и оспорить его решение в суде.

Информация не являющаяся служебной тайной:

  • Информация об экологической ситуации, опасных явлениях природы, смещения плит и чрезвычайных ситуаций.
  • Функции, структура, форма деятельности и направление исполнительного органа власти
  • Государственные сведения о бюджете, ресурсах и экономического состояния, а также потребностей населения.
  • Различные документы в открытых архивах библиотек или фондах, которые необходимы для выполнения обязанностей граждан, прав и их свободы.

Основные объекты служебной информации Засекречена деятельность государственных федеральных органов, к такой информации доступ ограничен законом исключительно в целях защиты интересов государства.

Тайна следствия, военная, судебная – является служебной тайной.

Внутренний суд Конституции Российской Федерации, любые материалы закрытого суда, порядок принятия решения и вся организационная внутренняя работа является служебной тайной.

Также конфиденциальная информация, которая разглашается в силу исполнения рабочих обязанностей государственным лицам. К таким относится: Коммерческая, профессиональная, конфиденциальная и банковская тайна. И разглашения о частной гражданина.

Источник: /kamstat.ru/sluzhebnaya-taina-kakaya-informaciya-ne-otnositsya-k-sluzhebnoi-taine-soderzhanie.html

Служебная тайна в законодательстве и ГК РФ — что это такое, ответственность за разглашение

Главная — Организация бизнеса — Оформление — Делопроизводство — Служебная тайна – что это такое, правовое регулирование


Понятие служебной тайны можно встретить в отдельных государственных документах и нормативных актах, а также в средствах массовой информации и личном общении – оно является достаточно широко распространенным. Однако о том, что такое служебная тайна и как обеспечивается её правовое регулирование в ГК РФ, знает не каждый. Особенно если учесть, что данный термин на текущий момент вышел из употребления в законодательстве.

Служебная тайна в ГК РФ – что это такое, правовое регулирование и нормативы

Как уже было упомянуто ранее, на текущий момент понятие и определение служебной тайны практически невозможно встретить в законодательстве – исключение составляют старые и не редактированные нормативные акты, отдельная внутренняя ведомственная документация и упоминания в прессе. Тем не менее, далеко не каждый работодатель или сотрудник знает об этом факте и тем более, понимает, что именно может или могло являться служебной тайной, а что к ней не относится и не относилось ранее.

В 2018 году под служебной тайной чаще всего подразумевают какую-либо информацию, которая должна охраняться от доступа посторонних лиц и разглашения. В частности, к ней могут относить как коммерческую тайну, которая имеет достаточно глубокое и достоверное правовое регулирование, так и персональные данные, которые также охраняются действующим законодательством. Кроме этого, имеет сейчас место также и профессиональная тайна, которая касается сведений, полученных в ходе трудовой деятельности.

Ранее же, служебная тайна в ГК РФ упоминалась в положениях статьи 139 ГК РФ, которая ныне утратила свою силу. Под ней подразумевалась информация, которая относится к государственным органам и могла попасть к государственным служащим по причине исполнения ними своих непосредственных служебных обязанностей.

Определение служебной тайны, действительное на текущий момент, содержится в положениях Указа Президента РФ №188 от 06.03.1997, который содержит в себе перечень информации, считающейся конфиденциальной – к ним относятся служебные сведения. То есть – непосредственно связанные с государственной, муниципальной или иной службой данные с ограниченным доступом.

Что относится к служебной тайне как к служебной информации

К служебной информации с ограниченным доступом, в соответствии с законодательством РФ, относится любая информация, к которой доступ граждан ограничивается отдельными нормативными актами.

При этом к таковым сведениям относятся не являющиеся секретными данные о деятельности организаций и служб, которые не могут быть разглашены по причине законодательного запрета на разглашение именно этих данных или тех, которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Следует разделять служебную тайну с секретной информацией – к последней могут относиться сведения, составляющие собой государственную или военную тайну, но не служебную. Секретный характер для служебной информации не предусмотрен.

Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:

  • Информация о действующих нормативных актах, затрагивающих прямо или косвенно права или свободы граждан.
  • Сведения о деятельности органов местного самоуправления или государственной власти.
  • Данные про исполнение местного или государственного бюджета и распределение средств из них.
  • Экономические сведения и оценки потребностей населения.
  • Сведения про состояние окружающей среды и любая иная информация, способная оказать влияние на безопасность граждан.
  • Открытая архивная, библиотечная, музейная информация, а также сведения в специализированных, созданных для информирования граждан системах.

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну.

Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2006.

Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Персональные данные являются отдельным объектом конфиденциальной информации и не могут свободно обрабатываться и, в том числе, разглашаться без согласия предоставившего их лица. При этом защита персональных данных касается любых субъектов хозяйствования и государственных органов, а её правовое регулирование обеспечивается положениями ФЗ №152 от 27.07.2008. Более подробно о том, как происходит защита персональных данных работников различных предприятий можно прочитать в отдельной статье.

Последствия разглашения служебной тайны и ответственность за такие действия

Законодательство предусматривает возможность привлечения к ответственности лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом данная ответственность может носить различный характер и за нее будут предусмотрены различные санкции. Так, разглашение служебной тайны может повлечь за собой:

  • Дисциплинарную ответственность. Работник, виновный в разглашении вверенной ему должным образом тайны или персональных данных, либо информации, полученной в ходе ведения его профессиональной деятельности, может быть уволен за данные действия. При этом решение об увольнении в данной ситуации принимает непосредственно работодатель в соответствии как с федеральным трудовым законодательством, так и с законами, регламентирующими деятельность соответствующего ведомства. Следует также отметить, что в отдельных государственных ведомствах могут предусматриваться дополнительные дисциплинарные взыскания, не предусмотренные общим трудовым законодательством.
  • Административную ответственность. Она рассматривается в зависимости от обстоятельств положениями статьи 15.21 КоАП РФ в случае неправомерного использования инсайдерских сведений, а также статьи 13.11 КоАП РФ, если имело место разглашение чьих-то персональных данных. В первом случае штраф будет составлять от 30 до 50 тыс. рублей, а во второй ситуации – от 5 до 10 тыс. рублей – в данном случае учитывается статус должностных лиц.
  • Уголовную ответственность. Как преступление разглашение служебной тайны карается крайне редко. Однако, в некоторых случаях под служебную тайну может подпадать тайна усыновления. И её разглашение законодательно карается штрафом до 80 тыс. рублей или арестом вплоть до 4 месяцев. Кроме этого, подлежит наказанию и разглашение сведений о мере безопасности судей и иных участников уголовного процесса.
Читайте также:  Как получить патент на изобретение в россии в 2020 году

(10

Источник: /delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sluzhebnaya-tajna-chto-eto-takoe-pravovoe-regulirovanie.html

Виды профессиональных тайн

Нельзя смешивать различные виды тайн, в частности, служебную и профессиональную. Общим для служебной и профессиональной тайн является доступ лиц к конфиденциальной информации, составляющей эти тайны, в силу служебного положения. Однако существенным различием служебной и профессиональной тайн выступает, скорее всего, право собственности на составляющую их информацию.

Собственником информации, составляющей профессиональную тайну, является гражданин, доверивший сведения врачу (врачебная тайна), нотариусу (нотариальная тайна), адвокату (адвокатская тайна) и пр.

Собственником информации, составляющей служебную тайну, является, как правило, организация, установившая перечень сведений, отнесенных к служебной тайне, в которой работает лицо, имеющее доступ к этим сведениям.

7. Понятия «личная тайна», «защищаемая информация о гражданах (пер­сональные данные)».

Положения Конституции о недопустимости проникновения и вмешательства в частную жизнь находят свое развитие в гарантировании ею сохранности личной и семейной тайны.

Понятия личной и семейной тайны тесно связаны между собой и во многом совпадают. Различия же между ними усматриваются в одном: если личная тайна непосредственно касается интересов лишь конкретного индивидуума, то семейная тайна затрагивает интересы нескольких лиц, находящихся друг с другом в отношениях, регулируемых Семейным Кодексом.

Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения: 1) о фактах биографии лица; 2) о состоянии его здоровья; 3) об имущественном положении; 4) о роде занятий и совершенных поступках; 5) о взглядах, оценках, убеждениях; 6) об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми.

Неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна гарантируются рядом норм Конституции и отраслевого законодательства. В первую очередь это конституционные положения о тайне переписки и иных сообщений (ч. 2 ст.

23), о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24), о неприкосновенности жилища (ч. 1 ст. 25), о судебной защите прав и свобод (ст.

46), которые способствуют созданию такого правового режима, при котором нарушение неприкосновенности частной жизни оказывается затруднительным или невыгодным.

Значительная же часть гарантий рассматриваемых конституционных прав содержится в отраслевом законодательстве.

В нем, во-первых, устанавливаются конкретные основания, условия и порядок получения сведений, касающихся личной и семейной тайны, чем создаются препятствия для произвольного вмешательства в частную жизнь, прежде всего со стороны государственных органов.

Так, органы милиции, ФСБ, иные правоохранительные структуры вправе тем или иным образом проникать в частную жизнь граждан лишь в связи с расследованием совершенных ими (или в отношении их) преступлений либо при наличии данных о совершающемся преступлении, о несчастном случае, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности.

Во-вторых, федеральное законодательство устанавливает запрет для лиц, которым конфиденциально были доверены сведения, касающиеся частной жизни, затрагивающие личную и семейную тайну, или которые в силу служебного положения или иного положения получили доступ к таким сведениям, предавать эти сведения огласке.

Правда, нужно заметить, что некоторые из законов все же допускают в исключительных случаях возможность предоставления другим лицам полученной в результате профессиональной деятельности информации о частной жизни граждан, если это необходимо, в частности в связи с проводимым расследованием или судебным разбирательством.

Такого рода исключения, однако, могут иметь место лишь тогда, когда они прямо предусмотрены в законе. Если же закон не устанавливает каких-либо изъятий из правила о неразглашении доверительной информации, ее передача кому бы то ни было недопустима. Лицо, разгласившее эту информацию, может быть подвергнуто как дисциплинарной, так и уголовной ответственности (ст. 137, 155 УК).

Личная тайна связана с обеспечением конституционных и иных прав личности. Право человека на тайну личной жизни как абсолютное правовое благо определено в Конституции РФ (ст.ст.23, 24) и Международном стандарте ООН в области защиты прав и свобод человека (ст.17 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

) и отражено в составах УК РФ, сформулированных в ст.137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни» и ст.138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений».

Таким образом, можно говорить о двух разновидностях личной тайны как объекта уголовно-правовой охраны: частной жизни и личной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Источник: /xn--d1agd3b.xn--p1ai/vidy-professionalnyh-tajn/

Отнесение сведений к служебной тайне. Служебная тайна: определение и способы защиты. Правила работы с документами, составляющими служебную тайну

Служебная и профессиональная тайна

— две разновидности конфиденциальных сведений, доступ к которым законодательно ограничен. О сходствах и различиях этих информационных групп пойдет речь в нашем материале.

Определение служебной и профессиональной тайны: отличие и сходство

В указе Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 приведены определения служебной и профессиональной тайны
:

  • служебная тайна — сведения, доступ к которым ограничен госорганами в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;
  • профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Из указанных определений можно сделать 2 обобщенных вывода:

  • основной признак, объединяющий эти понятия, — ограниченность доступа к информации в силу требований закона;
  • основное отличие — сфера применения понятий.

Понять, чем отличается служебная тайна от профессиональной
, поможет детальное изучение признаков каждого вида сведений.

Что необходимо знать налогоплательщику о правильном применении понятия «признак» — см. в материалах:

Признаки и виды сведений, составляющих профессиональную тайну

Сведения, относимые к профессиональной тайне, имеют 3 основных признака:

  • принадлежность к определенной профессиональной деятельности;
  • специфический способ получения информации — сведения конфиденциального характера добровольно сообщаются ее владельцем исполняющему профессиональные обязанности лицу;
  • непременное сохранение информации — обязанность по обеспечению сохранности полученной информации установлена на законодательном уровне.

Многообразие видов информации из разряда профессиональной тайны продиктовано разнообразием профессиональной деятельности, в процессе которой должностные лица определенной профессии становятся обладателями «секретной» информации.

Сведения, составляющие отдельные виды профессиональной тайны, представлены в таблице:

Вид профессиональной деятельности Сведения, составляющие профессиональную тайну
Медицинская К врачебной тайне относятся сведения (ст. 13 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2013 № 323-ФЗ):
  • о факте обращения гражданина за медпомощью;
  • о его состоянии здоровья, диагнозе и иной полученной при медобследовании и лечении информации
Юридическая

Источник: /uristol.ru/personnel-documents/otnesenie-svedenii-k-sluzhebnoi-taine-sluzhebnaya-taina-opredelenie-i/

«Люди и спецслужбы»

Перед читателем весьма необычная книга. Ее своеобразие прежде всего в том, что написана о многих сторонах деятельности спецслужб, но не профессионалом, а человеком только с жизненным опытом взаимодействия с руководителями и сотрудниками спецслужб.

Отсюда и нетрадиционный для подобной литературы взгляд на деятельность этого важнейшего государственного института — не мемуары, не очередное повествование о рискованной, сложной и многотрудной работе оперативных сотрудников, а очерки многоплановых впечатлений о взаимодействии различных институтов государства, граждан со спецслужбами.

Приводятся вполне разумные суждения о характере, закономерностях и проблематике таких взаимодействий. Не вызывает отторжения и изначальная постановка вопроса о сравнительной значимости для общества, его граждан и спецслужб, отраженная уже в самом названии книги: спецслужбы — для людей, а не люди для спецслужб.

Естественно, не в смысле сети ресторанов и кафе для посетителей: службы безопасности защищают, прежде всего, государство и его цели по созданию нормальных условий жизни каждого члена общества. А не только бюрократии или только элит.

Импонирует позиция автора в стремлении избежать соблазнов суждений и поучений в вопросах малоизвестных ему проблем и специфических профессиональных знаний по теории и практике работы спецслужб.

Тем более, что для заявленной главной темы книги действительно такой необходимости нет: человеку, купившему телевизор или стиральную машину вовсе не нужно детально изучать их устройство — достаточно ознакомиться с инструкцией по правильному использованию и сбережению дорогостоящей техники.

По материалам любой из многочисленных глав книги можно и нужно спорить — многое упрощено, воспроизведено в виде слишком общих схем.

К примеру, бесспорное утверждение о том, что спецслужбы в изрядной мере — инструмент в руках политиков в роли первых лиц государства, грешит неполнотой даже перечисления болезненных точек соприкосновения и взаимодействия политиков, руководителей местных администраций с руководством соответствующих подразделений спецслужб.

Сама эта тема — объект серьезного многопланового изучения и анализа практики функционирования важнейших систем государства.

О том, что здесь все очень сложно, временами опасно напряженно, процессы протекают зачастую весьма драматично, читателю нетрудно вообразить, вспомнив, как непросто складываются и протекают взаимоотношения даже в нормальной, полноценной семье, где есть и стареющие и болеющие родители, и взрослеющие, делающие первые жизненные шаги дети. В главном же здесь следует согласиться с автором — никогда, нигде практически не реализуется стереотип расхожего и неверного представления и взаимодействиях власти и спецслужб: злонамеренные, либо равнодушные к людям властвующие приказывают, а спецслужбы с готовностью и охотой выполняют любые карательные функции, любые противозаконные распоряжения. Изредка в истории государств нечто похожее имело место — но как исключение, а не как обычная повседневная практика. В обычной обстановке при взаимодействиях с высшими политическими фигурами режима руководители спецслужб никогда не забывают о своей личной ответственности перед законом и, что особенно существенно, не только сейчас, но и потом.

Безусловно, автор прав и в том, что кадровая политика практически всех государственных служб безопасности строится на отборе наиболее способных, одаренных, умных людей, а отнюдь не тех, чьи «достоинства» измеряются количеством «ходок в зону», числом ограбленных или убитых.

Специфические задачи спецслужб сродни предназначению иммунной системы человеческого организма, их выполнение требует серьезной специальной подготовки, предельной скрытности работы при том, что все мы при этом остаемся на виду. Это не может не вносить своеобразия в логику социального поведения сотрудников, породить некоторые особые нормы служебной этики.

Но мы в этом отношении — не исключение: своя логика социального поведения и у судей, и у прокуроров, и у медиков, и у военных моряков, и у машинистов электропоездов. В каждой значимой профессии (а незначимых, пожалуй, не бывает) есть и своя особая этика служебного поведения, есть и чем гордиться, и что скрывать от широкой публики.

Речь не идет о чем-то недостойном, запретном — только о целесообразных действиях, которые могут вызвать недоумение или даже шокировать неподготовленную, малосведущую публику.

Именно в силу этих обстоятельств и у сотрудников спецслужб проявляется так настораживающая многих некоторая корпоративная замкнутость, определенная многозначительность, даже иногда чувство превосходства над другими людьми. Что тоже не такая редкость среди представителей множества других родов занятий.

Читайте также:  Когда возможно исключение юридического лица из егрюл, оспаривание в случае несогласия

Чего нет определенно в наборе профессиональных качеств сотрудников, тщательно отслеживаемых и всей самой системой, так это культа жестокости, способности испытывать сладострастие от страданий людей и других подобных черт, в чем нередко горько, но несправедливо корят наших сотрудников.

Что не избавляет, к сожалению, спецслужбы от кадровых ошибок, когда отбираются люди с неявными, не проявлявшимися еще ущербами, отклонениями в нравственном развитии.

Явные ошибки позже исправляются, с нежелательными, неодобряемыми чертами личности постепенно вполне успешно справляется сама среда внутри спецслужб: корпоративный дух, нормальные сослуживцы и руководители, весьма профессиональные службы внутреннего контроля. Сложились издавна и успешно работают в этом отношении и традиции товарищества, взаимопомощи, никогда не переходящие в правило: «Свой всегда прав!». Существует, кроме того, система санкций против тех, кто начинает действовать в ущерб службе, против ее задач. Но они не имеют ничего общего с тем, что практикуется в структурах, к примеру, организованной преступности, где предпочитают убивать бывших «коллег» за любое отступничество.

В книге, хоть и вкратце, мимоходом, но вполне корректно отмечена чрезвычайная важность мотиваций действий, всей деятельности сотрудников спецслужб. Определяющими побудительными рабочими мотивами оперативных сотрудников, руководителей структур госбезопасности, естественно, являются обеспечение национальной безопасности во всех мыслимых аспектах.

Это неизбежно, какие бы частные отклонения в конкретных действиях отдельных сотрудников ни имели бы место.

В этом — принципиальное отличие спецслужб от большинства иных общественных формальных и неформальных структур, где определяющими мотивами жизнедеятельности членов корпораций являются прежде всего соображения личной карьеры, обогащения с максимальной опорой на возможности своей организации.

Это — кардинально меняет наши внутрикорпоративные системы ценностей, оценок: даже крайние, а иногда жестокие действия сотрудников спецслужб всегда являются вынужденными актами военных действий (пусть и не объявленной, неявной войны). В то время, как точно такие же поступки прочих «корпоративных» людей, осуществленные во имя корыстных (личных или групповых) — целей, суть только обычные уголовные преступления.

И воздаяния, соответственно, справедливо несопоставимые: в первом случае при успехах — боевые награды, повышения в должности, в званиях. Во втором — нередки возбуждение уголовных дел, суды, тюрьма.

Мне представляется принципиально важной позиция автора в том, что спецслужбы отнюдь не самостоятельные, самодостаточные структуры для реализации всяческих злодейств по отношению к людям, а всегда, прежде всего — только инструмент в руках высшей политической власти.

Естественно, инструмент весьма и весьма необычный, никак не сопоставимый с привычным рядом предметов, объединенным этим популярным термином.

Своеобразие спецслужб как инструмента власти заключается, прежде всего, в том, что любые политические задачи, поставленные перед ними, их структурами, выполняются неизбежно личным составом под сильным влиянием собственных политических симпатий и предпочтений. Естественно, при этом без всяких публичных деклараций, весьма часто — даже неосознанно.

Определяющим обстоятельством здесь является, прежде всего, наличие собственных убеждений, мировоззрения практически у каждого сотрудника спецслужб уже в силу того, что люди в кадры привлекаются с самым высоким уровнем образования, бытующим в конкретном обществе.

Естественно, убеждения, мировоззренческие позиции сотрудников не претендуют ни на эталонную, ни на определяющую для процессов в обществе значимость. Да и единомыслием здесь не пахнет. Но одно здесь бесспорно: слепой, бездумной исполнительности как таковой в спецслужбах нет и не будет никогда в силу иного качества сотрудников.

Вторым важнейшим своеобразием спецслужб как инструмента политики является то обстоятельство, что на уровне своих руководителей они сами являются весьма важными и значимыми субъектами главных политических процессов, имеющих быть в данном обществе, государственном аппарате. По-другому не бывает.

Однако, первостепенной заботой как самих руководителей спецслужб, так и политических руководителей является не допустить, чтобы «инструмент» стал играть самостоятельно определяющую, главенствующую роль среди основных политических институтов государства.

Если таковое где-то, когда-то и случается, то происходит трансформация политического режима, чаще всего — в модификацию авторитарного, диктаторского типа. Как правило, нормальные, вменяемые руководители спецслужб к такому не стремятся никогда.

Но если политические руководители по личному недосмотру или стечению иных обстоятельств ставят во главе ведущей спецслужбы чрезмерно честолюбивого, амбициозного человека из числа своих единомышленников, соратников, то и за все, что последует, такие политики несут ответственность в первую очередь, а отнюдь не спецслужбы как таковые.

В совершенно изменившихся условиях жизни нынешнего российского общества спецслужбы являются инструментом уже не только исключительно политической власти — все большее влияние начинает оказывать и общественное мнение.

Никогда в советское время пресса, электронные СМИ даже помыслить не могли о такой массированной критике в адрес служб госбезопасности, которая ныне стала привычной, неотъемлемой частью нашего общественного информационного поля.

Пусть даже это не сопровождается еще повсеместно подобающей реакцией на всякую критику — нет еще наработанных традиций — однако, это не означает вовсе, что руководители и личный состав спецслужб безучастны, равнодушны к публикуемым материалам и содержащимся в них подчас нелицеприятным оценкам.

В строгом соответствии с законами восприятия человеческой психики, сотрудники спецслужб, как и все прочие, остро реагируют на критику в свой адрес. И если даже не вступают в открытые дискуссии по различным (и весьма убедительным причинам), то все равно для себя, в своем собственном мнении должны разобраться, что в критике несправедливо, а что — верно, и как действовать, чтобы впредь избежать справедливой ругани в свой адрес.

В рассматриваемой книге этому посвящена большая глава, где автор не без умысла привел примеры самых острых, жестких публикаций в адрес ведущих российских спецслужб, предприняв попытку по возможности разобраться в ситуациях. Многие обоснования критикуемых явлений в жизни спецслужб в целом верны. Со многими можно поспорить, еще больше — внести существенные уточнения, принципиально меняющие картину событий.

Но в целом сам факт появления такой работы — убедительное доказательство присутствия в нашем обновленном обществе и нового управляющего деятельностью спецслужб фактора — общественного мнения. Пока может и не такого влиятельного, как в европейских странах, но это — пока.

Книга же дает основания надеяться, что весьма важный диалог спецслужб с российским обществом не только возможен, но и налаживается.

Потребность в улучшении взаимопонимания сторон в интересах укрепления и развития страны очевидна: и ныне, и в обозримом будущем чрезвычайно острые противоборства как внутри российского общества, так и вне российского государства будут, по всей видимости, если и не разрастаться, то и по крайней мере, сохраняться.

И роль спецслужб различных государств будет оставаться весьма значительной, а в отдельные моменты, возможно, даже определяющей. Выполнить же свои задачи в такие моменты органы госбезопасности смогут только при активнейшей поддержке всего общества.

В целом следует согласиться и с тем важным тезисом книги о том, что издержки, ошибки спецслужб, сколь бы тяжелы ни были, вряд ли даже приближаются к потерям общества из-за ошибок в управленческой, распорядительной деятельности многих других государственных ведомств, а в отдельных случаях не идут с ними ни в какое сравнение: только от преступлений и в дорожно-транспортных происшествиях, к примеру, в России ежегодно гибнет около 100 тысяч человек. Конечно, иные потери общества от неудовлетворительной работы спецслужб просто так в деньгах и жизнях не исчислишь, их даже точно идентифицировать не просто. Потому-то и действует в жизни государств непререкаемый принцип: лучше хоть какие-то свои спецслужбы, чем вообще никаких. А еще лучше — иметь нормальные, работоспособные службы госбезопасности, не уступающие тем, что имеют главные геополитические соперники. Миролюбием здесь пока не пахнет, настораживающих же признаков — хоть отбавляй!

Заслуживает внимания вполне обоснованный тезис книги о том, что природа непопулярности, страха, зачастую сопровождающих деятельность спецслужб, кроется отнюдь не в их злонамеренности, концентрации в них людей с отклонениями в психике, а во вполне общераспространенных свойствах человеческого характера.

Например, таких как невесть откуда берущиеся спесь, желания демонстрировать чувство собственного превосходства с первых же минут назначения на значимую должность, повышения в звании, присвоения научной степени, награждения и т.п.

Закономерность здесь одна, общая на все ведомства и госструктуры: чем ниже уровень интеллектуального развития среднестатистического члена общества, уровень его воспитания, нравственности — тем резче, нелицеприятней проявляются разнообразные порицаемые отклонения в поведении (как служебном, так и бытовом) работников и служащих государственных учреждений, включая, естественно, и правоохранительные органы и спецслужбы. Несмотря на все предварительные старания выявить и отобрать лучший человеческий материал.

Правомерна, с моей точки зрения, и постановка в книге проблемы контроля элиты вообще, политической — в частности, и о роли, которую здесь должны бы играть спецслужбы. Без сомнения, этот деликатнейший и острейший вопрос одинаково актуален практически для всех обществ, государств. Но всюду на практике он разрешается весьма своеобразно, часто даже — уникально.

Вроде бы в демократических обществах, к которым ныне принадлежит и российское, проблем здесь особых и нет: открытые выборы сами по себе наилучшая историческая форма контроля обществом политической элиты.

Но даже исторически чрезвычайно короткая демократическая «биография» России с потрясающей очевидностью показала, что выборные технологии очень успешно могут использоваться криминальными структурами для проведения во всех уровни власти своих креатур, и что только серьезное вмешательство правоохранительных органов и спецслужб в состоянии предотвратить триумфальное «шествие во власть» становленников организованной преступности и теневого капитала. О том, как дипломированные политтехнологи «впаривают» своими весьма дорогими лукавыми приемами электорату любых платежеспособных кандидатов в губернаторы, в депутаты Госдумы, в президенты с помощью российских СМИ (тоже самыми активными участниками «выборов»), написаны тома статей. Равно как и том, как резвятся потом демократически избранные вельможи с бюджетными деньгами, с приватизацией госимущества и госпредприятий, с разнообразным лицензированием. Пока на их горизонте не покажутся спецслужбы вместе с работниками прокуратуры. К большому сожалению российских граждан — очень редко. Хотя бы потому, что по своему статусу опекаемые руководители региональной и федеральной власти несколько выше руководителей спецслужб и вполне в состоянии зачастую настолько эффективно защищаться, что правоохранителям, иным борцам за законность и справедливость в спецслужбах приходится туго, если не сказать хуже. Люди, входящие в политическую элиту, обладают обширным личным опытом, серьезнейшими связями, хорошо образованы, имеют навыки основательно просчитывать жизненные ситуации, а потому учитывают факторы риска, связанные со спецслужбами, и стараются всячески нейтрализовать даже возможности появления нежелательных ситуаций. Средств, ресурсов для этого у них вполне достаточно. Решительности уберечь себя, карьеру и обретения — не занимать тоже. Помощников в лице множества первоклассных (и очень дорогих!) адвокатов, репортеров телевидения и корреспондентов газет — побольше, чем оперативников спецслужб в следственных бригадах Генпрокуратуры.

Источник: /bookol.ru/dokumentalnaya_literatura_main/publitsistika/73491/fulltext.htm

Ссылка на основную публикацию