Полное описание реестра по исполнительным производствам и разбор законодательной базы

Реестр исполнительных производств – автоматизированная система, работающая в режиме онлайн и содержащая в себе следующие сведения:

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

  1. Данные о должнике. Для физических лиц в обязательном порядке указываются фамилия и имя, если имеется и известно отчество и дата рождения, то в базу вносятся и они. Для юридических лиц Приказом установлена необходимость указания полного наименования и юридического адреса.
  2. Номер, присваиваемый БД АИС ФССП России при регистрации исполнительного документа, и дата возбуждения ИП.
  3. Предмет исполнения.
  4. Размер имеющейся задолженности.
  5. Контактная информация отдела судебных приставов (далее — ОСП), в котором ведётся ИП.
  6. ФИО и телефон судебного пристава-исполнителя (далее — СПИ), ведущего производство.
  7. Информация об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребёнка.

Также в ней содержатся реквизиты исполнительного документа, на основании которого было возбуждено ИП, а именно:

  • его вид;
  • номер и дата принятия;
  • полное наименование органа, его выдавшего;

Вся информация находится в бесплатном общем доступе до момента окончания ИП.

Официальный сайт реестра /fssprus.ru.

Область применения

На практике часто случается так, что гражданин и не догадывается о наличии у него долгов, в то время как в действительности в отношении него не только возбуждено ИП, но уже ведутся исполнительные действия и принимаются меры принудительного исполнения.

Причинами этого могут быть:

  1. Несовпадение адреса регистрации должника и адреса фактического проживания. Орган или лицо, выдавшие исполнительный документ, по истечении определённого срока, должны направить его в ОСП по месту жительства ответчика для принудительного исполнения. Если адрес проживания не указан, то корреспонденция направляется по месту регистрации. Таким образом, должник может просто не получить никаких процессуальных документов.
  2. Получение должником корреспонденции с большим опозданием. Происходит это из-за того, что почтальон вручает заказное письмо с уведомлением не самому должнику, а кому-либо из членов его семьи, которые в повседневной суете забывают передать его адресату. Тем временем заказное уведомление с проставленной датой получения заказного письма возвращается к СПИ, который, по истечении трёх дней, предоставляемых для добровольной оплаты, выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
  3. Неполучение должником постановления о возбуждении в отношении него ИП. В целях экономии средств, выделяемых ежемесячно на почтовые расходы, работник ОСП, ответственный за регистрацию и отправку корреспонденции, отправляет постановление о возбуждении ИП с незначительным размером не заказным письмом с обратным уведомлением, а простым. В БД АИС ФССП России постановление всё равно переходит в статус «Отправленное», а база через некоторое время автоматически выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
  4. Неполная оплата. В случае, если должник при оплате задолженности не учёл комиссию, взимаемую банком, на счёт зачисляется сумма за вычетом комиссии, в результате чего полного погашения задолженности не происходит, а должник продолжает числиться в БД ИП.

Благодаря БД ИП любой желающий в удобное время и при наличии доступа к интернету может проверить, не является он или его близкие должником и оплатить задолженность, при её наличии, одним из предложенных базой способов, не выходя из дома.

Уверенность в отсутствии долгов особенно актуальна в период длительных праздников и отпусков, когда многие граждане отправляются отдыхать за границу. В случае вынесения СПИ постановления об ограничении выезда за пределы Российской Федерации, сделать это будет невозможно.

Чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом в пограничном пункте, необходимо убедиться в отсутствии задолженности при помощи БД ИП заранее. Если же задолженность имеется – обратиться по телефону или лично к СПИ, данные которого указаны в базе.

Около двух лет назад разработчиками БД ИП была предложена новая услуга «SMS-оповещение».

Суть её состоит в том, что СПИ при возбуждении ИП в специально созданной вкладке указывает сотовый номер телефона должника, имеющийся в исполнительном документе.

При отсутствии номера СПИ создаёт и направляет запросы операторам сотовой связи. После получения номеров, на них автоматически направляются сообщения о возбуждении ИП и размере задолженности.

Ещё более удобный сервис – приложения, которые можно бесплатно скачать и установить на имеющийся гаджет. Тогда гражданин будет получать уведомления о внесении его в БД ИП.

Кто такие должники по исполнительному производству?

В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2009 г.

должником признаётся «гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определённые действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определённых действий».

Иными словами, должник – это гражданин или организация, в отношении которых СПИ возбуждено ИП на основании исполнительного документа.

Перечислим наиболее распространённые категории должников:

  1. Родитель, обязанный по решению суда выплачивать алименты в пользу несовершеннолетнего ребёнка.
  2. Лицо, совершившее преступление и обязанное выплачивать штраф, назначенный в качестве наказания.
  3. Лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном правонарушении, вступившее в законную силу.
  4. Лицо, не уплатившее в положенный срок налоги и сборы.
  5. Организация, не выплатившая вовремя заработную плату своим работникам.

Реестр розыска по исполнительным производствам

Кроме банка данных ИП, предназначение которого заключается в хранении информации, касающейся ведения ИП, и предоставлении к ней свободного доступа как должников, так и иных лиц, существует ещё и реестр розыска по ИП.

Реестр розыска по исполнительным производствам – реестр лиц и организаций, в отношении которых СПИ, в чьи полномочия входит ведение розыска, проводится комплекс мероприятий, направленных на установление их места нахождения.

Розыск объявляют в том случае, если точное местонахождение должника, ребёнка или имущества неизвестно, а запросы, направленные в регистрирующие органы, кредитные организации, операторам сотовой связи и т. д. не дали результатов.

Для заведения разыскного дела необходимо согласие и заявление истца.

В реестре розыска по ИП представлена следующая информация:

  • номер и дата разыскного дела и ИП;
  • объект розыска;
  • имеющиеся данные об объекте розыска;
  • контактные данные ОСП, осуществляющего розыск;

Кроме того, предусмотрена возможность отправки сообщения с информацией об объектах розыска.

Поиск по базе данных

Разработчиками базы данных предусмотрен удобный и лёгкий в использовании поиск необходимой информации, зависящий от того, какие данные известны заинтересованному лицу.

Если говорить о БД ИП, то наиболее популярным является поиск физических лиц по имени и фамилии. Для исключения большого количества ненужных результатов рекомендуется также заполнять и иные строки.

  • Для поиска организаций необходимо воспользоваться вкладкой «Поиск юридических лиц» и ввести имеющиеся данные.
  • Если известен номер ИП, то удобнее всего произвести поиск через вкладку «Поиск по номеру ИП».
  • Найти интересующую информацию в реестре розыска по ИП можно по фамилии, имени и отчеству разыскиваемого.

Инструкция по поиску

Для осуществления поиска необходимо:

  1. Зайти в интернет через удобный для пользователя браузер.
  2. Вбить в адресную строку адрес fssprus.ru.
  3. В левой верхней части открывшейся страницы официального сайта ФССП России выбрать раздел «Информационные системы», а затем – «Банк данных исполнительных производств» либо «Реестр розыска по исполнительным производствам».
  4. Обязательно заполнить строки, помеченные звёздочкой, остальные – по желанию.
  5. Ввести высветившийся набор букв и цифр.
  6. Просмотреть результат.

Следует заметить, что БД ИП и Реестр розыска по исполнительным производствам могут быть полезны не только для должников, но и, например, для потенциальных работодателей или работников, т. к. эти сервисы помогают выяснить, не привлечена ли организация к ответственности за невыплату заработной платы и не является ли будущий работник злостным неплательщиком.

Источник: /hardcorecase.ru/biz/pravo/reestr-ispolnitelnyx-proizvodst.html

Исполнительное производство

Исполнительное производство относится к завершающей стадии гражданского процесса, связанного с непосредственным исполнением решений судебных или иных госорганов.

Для этой цели задействуются должностные лица ФССП (Федеральной службы судебных приставов).

Любое судебное решение должник может исполнить в добровольном порядке, если этого не произошло, применяется принудительное исполнение

Для этого закон отводит конкретный промежуток времени. В определенных законом случаях исполнительное производство может быть прекращено, приостановлено или окончено.

Стадии исполнительного производства

Производство возбуждается судебным приставом-исполнителем в отношении физических или юридических лиц на стадии принудительного исполнения судебного постановления.

Процедура включает в себя три отдельные стадии, во время которых решаются конкретные задачи:

  • возбуждение и подготовка к осуществлению принудительных действий.

Во время этой стадии решается вопрос принятия исполнительного документа к исполнению. Сначала анализируется возможность выполнения решения в добровольном порядке. После этого должностные лица начинают розыск должника и принадлежащего ему имущества, которое потом можно будет арестовать и наложить на него взыскание;

  • исполнение в принудительном порядке.

Приставы обращают взыскание на имущество и денежные средства должника. На основании принятого судебным органом акта гражданина обязывают совершить конкретные действия, например, погасить долги;

  • завершение исполнительных действий.

Во время этой стадии принимается решение о прекращении исполнительных действий, об их окончании или о возвращении взыскателю документов по делу.

Участие в исполнительном производстве судебных приставов

Даже если суд вынес вердикт в вашу пользу, ответчик не всегда соглашается сразу же его выполнить. В этой ситуации решение исполняется в принудительном порядке.

Для этого на основании Федерального закона от 02.10.2009 г. № 229-ФЗ была специально создана служба, в которую входят судебные приставы.

Этим нормативно-правовым актом также установлен порядок исполнительного производства и определены сроки.

После того как исполнительный документ вместе с поданным заинтересованной стороной ходатайством об исполнении решения суда направлен в исполнительную службу, в течение трех рабочих дней он передается конкретному приставу. Получив документы, в трехдневный срок это должностное лицо обязано возбудить производство. Оно длится в течение двух месяцев.

Обратите внимание!

Эти два месяца даны приставу для осуществления предусмотренных законом действий, направленных на исполнение требований взыскателя.

Но в некоторых случаях закон предусматривает исключения из этих правил. Ранее двухмесячного срока судебное решение исполняется, если:

  • срок исполнения указан непосредственно в самом документе;
  • один из судебных приставов поручил исполнение отдельных действий другому. В такой ситуации решение суда исполняется в течение 15 дней после того, как поручение поступило в другое подразделение;
  • сотрудник был восстановлен на прежнем рабочем месте после незаконного увольнения. В этом случае судебный вердикт исполняется в первый рабочий день после поступления документа в службу судебных приставов;
  • нужно предпринять действия по обеспечению иска. В этом случае решение исполняется в день поступления бумаг в подразделение.
Читайте также:  Производство гвоздей: оборудование + технология изготовления 2019

Возбуждение исполнительного производства

После вступления судебного вердикта в законную силу пристав получает исполнительный документ. Затем он обязательно выясняет, имеются ли основания для возбуждения производства. После этого он выносит соответствующее решение. Если таких оснований нет, в возбуждении отказывают.

Обратите внимание!

До того момента, пока исполнительное производство не было возбуждено, никаких мер принуждения совершено быть не может. Такие действия существенно ограничивают и ущемляют имущественные права любого физического или юридического лица.

Заинтересованное лицо в своем заявлении может указать просьбу о наложении ареста на имущество должника

Это делается в двух целях:

  • чтобы можно было впоследствии добиться исполнения содержащихся в исполнительном листе требований о взысканиях имущественного характера;
  • для установления возможных ограничений.

В таком случае должник не сможет продать недвижимость или вещь, а также переписать их на другое лицо.

Судебный пристав в течение трех дней после того, как им был получен исполнительный документ, вправе отказать в возбуждении производства. Это возможно в следующих случаях:

  • документ поступил без подтверждающего письменного ходатайства заинтересованной стороны;
  • ходатайство поступило, но не было подписано взыскателем. Исключением могут быть случаи, при которых производство может быть начато без подачи заинтересованной стороной письменного ходатайства (например, на основании постановлений о взыскании штрафов);
  • исполнительный документ был подан не в тот судебный орган, который отвечает за совершение исполнительных действий;
  • производство по этому же листу было ранее официально прекращено;
  • срок предъявления документа к исполнению истек и не был восстановлен по просьбе заинтересованного лица;
  • поданный в службу судебных приставов документ не отвечает требованиям закона;
  • судебный вердикт или решение иного органа, имеющие силу исполнительного документа, не вступили в законную силу (за исключением тех документов, которые должны исполняться незамедлительно);
  • поданный в службу приставов документ не может исполняться сотрудниками этой службы.

Судебный пристав на следующий день после вынесения отказа в возбуждении производства направляет заинтересованном лицу копию постановления и прилагает к ней все поступившие документы

Как только заинтересованным лицом были устранены обстоятельства, которые стали причиной отказа, он вправе повторно направить исполнительный лист.

Место принудительного исполнения судебного решения

К мерам принудительного исполнения относят:

  • обращение взыскания на имущество, деньги и ценные бумаги;
  • арест имущества;
  • изъятие имущества;
  • принудительное выселение и т.д.

Если пристав не знает, где конкретно находится должник и его собственность, он осуществляет перечисленные выше действия по последнему известному месту пребывания или постоянного проживания гражданина.

Если судебный вердикт был вынесен в отношении юридического лица, принудительные меры взыскания совершаются по его юридическому адресу или по основному месту нахождения движимого и недвижимого имущества компании.

Если законом не установлена обязанность по незамедлительному исполнению судебного решения, исполнительный документ должен быть выдан на руки взыскателю после вступления вердикта суда в законную силу. Это делается на основании письменного ходатайства.

Обратите внимание!

Предъявление исполнительного документа к взысканию является не обязанностью, а правом заинтересованной стороны. Поэтому никто не может заставить взыскателя направить в судебный орган свои требования по исполнению решения и возбуждению производства.

Обязательным условием в этом случае будет подписание заявления о возбуждении производства непосредственно самим заинтересованным лицом. Образец заявления можно найти на сайте ФССП. Если взыскатель сам не может сделать этого, он вправе выдать нотариально заверенную доверенность на право предъявления исполнительного документа и приложить ее к своему ходатайству.

Если взыскателем является компания, от ее имени ходатайство может подписать руководитель или представитель, действующий на основании доверенности.

Прекращение исполнительного производства

Оно может быть прекращено при наличии ряда оснований, указанных в ст. 43 Закона № 229-ФЗ:

  • смерть взыскателя или должника, признание этих лиц умершими или безвестно отсутствующими. Этот вариант возможен, если требования или обязанности по исполнению решения не могут перейти к правопреемнику или не могут быть исполнены назначенным органом опеки и попечительства доверительным управляющим;
  • утрата возможности исполнить требования взыскателя;
  • отказ кредитора от получения вещи, которую изъяли у должника;
  • решение суда о прекращении исполнения документа;
  • отмена судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ;
  • мировое соглашение сторон;
  • прекращении алиментных обязательств и т.д.

Если, к примеру, взыскатель отказывается от своих требований, касающихся выплаты алиментов, и это не противоречит интересам несовершеннолетнего ребенка, исполнительное производство может быть прекращено.

Если производство было прекращено, возобновить его по желанию взыскателя будет невозможно

Исключением может быть отмена решения о прекращении в судебном порядке в случае явного нарушения судебным исполнителем или судом материальных и процессуальных норм.

Прекращение исполнения судебным исполнителем

Закон предоставляет право судебному приставу принимать решение о прекращения исполнительного производства. В большинстве случаев оно будет дублировать определение судебного органа.

Пристав прекращает исполнение вердикта в случаях, если суд:

  • вынес решение о прекращении производства и направил его должностному лицу;
  • принял письменный отказ взыскателя от долговых обязательств;
  • утвердил заключенное между сторонами спора мировое соглашение;
  • отменил или признал недействительным исполнительный документ, который стал основанием для возбуждения производства;
  • отменил судебный акт, который стал основанием для выдачи исполнительного документа.

Обратите внимание!

Судебный пристав обязан рассмотреть ходатайство в десятидневный срок с момента его поступления. После этого он должен вынести постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в такой просьбе.

Правовые последствия прекращения

В соответствии со ст. 44 Закона № 229-ФЗ после прекращения исполнительного производства на основании решения судебного органа или постановления судебного исполнителя:

  • дело не может быть возобновлено;
  • все назначенные меры по исполнению отменяются;
  • первоначально выданный документ нельзя будет повторно предъявить к исполнению, т.к. он остается в материалах прекращенного производства;
  • пристав возбуждает новое производство в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий.

Если в процессе исполнения судебного вердикта образовались долги по уплате исполнительского сбора или штрафов, которые были наложены приставом, после прекращения производства они не списываются — по ним возбуждается отдельное исполнительное производство

Окончание исполнительного производства

Оно считается оконченным на основании исчерпывающих обстоятельств, предусмотренных ст. 47 Закона № 229-ФЗ. К ним относится:

  • фактическое исполнение указанных требований, в том числе за счет одного или нескольких должников, которые солидарно отвечали по взятым на себя обязательствам;
  • возврат исполнительного документа заинтересованному лицу;
  • возвращение листа по требованию судебного или иного органа, его выдавшего;
  • признание компании-должника банкротом, после чего исполнительный документ направляется арбитражному управляющему;
  • полная ликвидация компании-должника, после которой лист направляется в ликвидационную комиссию;
  • направление копии документа в компанию, в которой работает должник, где потом будет удерживаться задолженность;
  • истечение срока давности исполнения судебного вердикта, независимо от того, были ли требования фактически исполнены.

После окончания производства копия соответствующего постановления пристава не позднее следующего дня после вынесения такого решения должна быть направлена всем заинтересованным лицам. А именно:

  • обеим сторонам, участвующим в деле;
  • в суд или иной орган, который выдал документ;
  • в организацию, занимающуюся розыском должника, его имущества или ребенка;
  • в банк или иную организацию непосредственно исполняющую взыскание или устанавливающую ограничения в отношении должника и его движимого и недвижимого имущества.

Постановление об окончании исполнительного производства вправе отменить старший судебный пристав. Он может сделать это на основании заявления взыскателя или по своей инициативе, если нужно повторно совершить исполнительные действия и применить в отношении должника меры принудительного исполнения.

Обратите внимание!

Любое постановление пристава, а также его незаконные действия или бездействие каждая заинтересованная сторона или лица, чьи права этим документом были нарушены, вправе обжаловать в вышестоящем органе ФССП или в судебном порядке.

Как узнать номер исполнительного производства?

Нередко происходят ситуации, когда граждан причисляют к должникам без их ведома. В таком случае наличие исполнительного производства может стать неприятным сюрпризом. Человека могут не выпустить за границу, не выдать кредит в банке или приостановить действие водительских прав.

Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, лучше проверить официальную информацию в базе исполнительных производств в онлайн-режиме

Сделать это можно, в том числе, в случае наличия у вас планов по заключению договора с какой-либо компанией, которая будет оказывать вам услугу.

Если в отношении этой компании было открыто исполнительное производство, это повысит ваши риски в случае дальнейшего сотрудничества с ней. Поэтому мы рекомендуем заранее навести об организации справки.

Получить такую информацию достаточно просто. Нужно зайти на сайт ФССП и найти в режиме поиска данные по исполнительному производству:

  • в отношении должников-физических лиц;
  • в отношении должников-юридических лиц;
  • на основании номера исполнительного производства.

В поле поиска следует внести свою фамилию и полные инициалы, а также точную дату рождения. Желательно также ввести данные по региону, где могло быть возбуждено исполнительное производство. Если точно известен номер исполнительного производства, то его нужно ввести в специальном поле.

Если вы ищете данные по организации, вбейте регион, название юрлиц и его адрес.

Поисковой сервис ФССП полностью бесплатен и не требует прохождения регистрации на сайте

При наличии задолженности в новом окне появится информация об имеющихся обязательствах.

Вы можете ознакомиться с реквизитами исполнительного листа, видом задолженности, ее общей суммой и информацией об Управлении ФССП (адрес, телефон).

Если после этого вы все равно сомневаетесь в наличии долга, следует попасть на прием в орган ФССП, выяснив все на месте. Если же задолженность на самом деле есть, необходимо взять платежные реквизиты и как можно скорее ее погасить.

Помните, что уже при долге свыше 10 тыс. руб. вас могут ограничить в праве управления автомобилем.

Резюме

Любое исполнительное производство включает в себя несколько стадий, которые обязательно должны быть соблюдены сотрудниками службы судебных приставов.

Прекращение, приостановка или окончание этой процедуры должны быть обоснованными и не противоречить нормам закона. Любые неправильные действия судебного пристава-исполнителя можно и нужно оспаривать в вышестоящей инстанции или в суде.

Это особенно актуально, если вы случайно оказались в списках должников и узнали об этом после посещения сайта ФССП.

Сделать все правильно помогут юристы нашей компании. В результате вы сможете доказать свою невиновность или своевременно взыскать долги с физического или юридического лица. Запишитесь на консультацию по телефону или оставьте свой вопрос в форме на нашем сайте.

Читайте также:  Рапорт на материальную помощь - каким субъектам она положена и что делать в случаях отказа

Источник: /pravoved.ru/journal/ispolnitelnoe-proizvodstvo/

Теоретический анализ проблем исполнительного производства

  • Необходимо отметить, что исполнение судебных актов совершается в процессуальной форме: порядок деятельности органов исполнения заранее предписан законом; заинтересованным лицам обеспечена возможность участия в исполнительном производстве им предоставляются определенные процессуальные права.
  • Исполнение судебных актов регламентируется Гражданским процессуальным Кодексом РСФСР (раздел V «Исполнительное производство»), Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации (раздел IV «Исполнение судебных актов») и Федеральным Законом «Об исполнительном производстве».
  • Хотя в настоящее время исполнительное производство не находится в компетенции судов, а осуществляется Службой судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, в нем, как в любой другой стадии гражданского или арбитражного процессов, участвуют две стороны, которые именуются не «истец и ответчик», а взыскатель и должник.
  • Взыскатель — это лицо, в пользу которого вынесено решение и должно быть совершено определенное действие, то есть в интересах которого ведется исполнительное производство.
  • Должником является лицо, чья обязанность совершить определенные действия подтверждена судебным решением, то есть лицо, против которого осуществляется исполнение.

Сторонам в исполнительном производстве предоставлен ряд процессуальных прав. В силу ст.

31 Закона «Об исполнительном производстве» они вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать выписки, снимать копии, предоставлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

Как правило, исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя. Однако по некоторым делам исполнительное производство возбуждается судом без взыскателя. В частности, это дела о взыскании денежных сумм (государственная пошлина) в пользу государства и другие.

По таким делам суд по своей инициативе направляет исполнительный лист для исполнения, о чем извещает взыскателя или финансовый орган. Однако чаще всего исполнительный документ не исполняется должником добровольно. Статья 358 ГПК РСФСР и ст.

45 Закона «Об исполнительном производстве» предусматривает следующие меры принудительного исполнения:

  1. 1. обращение взыскания на имущество путем наложения ареста на имущество и его реализации,
  2. 2. обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника,
  3. 3. обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц,
  4. 4. изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе,

5. иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Выбор меры принудительного исполнения зависит от того, какое решение должно быть исполнено.

Заканчивается исполнительное производство приведением решения в исполнение. Однако в ходе исполнения возникают различные обстоятельства, которые препятствуют его продолжению и вызывают необходимость в приостановлении или даже в окончании производства без приведения решения.

В частности, это: предъявление кем-либо иска об освобождении имущества от ареста (что встречается довольно часто); оспаривание исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, подача жалобы на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и другие, указанные в ст. 20, 21, 23, 27 Закона «Об исполнительном производстве».

Возобновляется исполнительное производство по заявлению взыскателя или по инициативе суда, при устранении обстоятельств, которые препятствуют исполнению.

Прекращение исполнительного производства — это окончание производства без исполнения решения и без права на возобновление производства в будущем. Оно не может быть начато вновь (ч. 3 ст. 364 ГПК РСФСР и ст. 23 Закона «Об исполнительном производстве».

Существует еще одна форма окончания исполнительного производства без исполнения судебного акта — возвращение исполнительных документов взыскателю. В таком случае за взыскателем сохраняется право вновь предъявить исполнительный документ к исполнению в пределах срока исковой давности (для судебных актов общей юрисдикции — 3 года, арбитражных судов — 6 месяцев). Основаниями для этого являются:

  • 1. заявление самого взыскателя;
  • 2. если нарушен срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • 3. если невозможно установить адрес должника-организации или места жительства должника-гражданина, либо нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества);
  • 4. если у должника отсутствуют имущество или доходов, на которые может быть обращено взыскание, и принятие судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными;
  • 5. если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа;

6. если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа.

В случаях, указанных под пунктами 3-6, пристав-исполнитель должен составить соответствующий акт (акт о невозможности взыскания).

Такая форма окончания исполнительного производства очень распространена.

Иногда исполнение судебных актов отменяется, выносится новое решение, по содержанию противоположное первому. В этом случае в иске, который раньше был удовлетворен отказывается. Основание исполнения отпадает.

В таких случаях у ответчика возникает право требовать всего того, что было исполнено по решению, впоследствии отмененному.

Процессуальный порядок осуществления указанного требования составляет так называемый поворот исполнения решения (статьи 430 ГПК РСФСР, 208 АПК Российской Федерации).

Поворотом исполнения решения называется восстановление через суд прав ответчика, нарушенных исполнением впоследствии отмененного решения, то есть поворотом исполнения решения должны быть восстановлены нарушенные права лица, в отношение которого произведено исполнение.

Для эффективного исполнения судебных актов должны в полном объеме применяться все установленные законом меры. Одним из критериев оценки деятельности по отправлению правосудия является реальность и безусловность исполнения актов судов. Этот принцип должен быть основополагающим в исполнительном производстве.

Можно сказать, что новый Закон «Об исполнительном производстве» подорвал устоявшееся за многие десятилетия в российской юридической литературе положение о том, что исполнение судебных решений и иных юрисдикционных актов — завершающая, заключительная стадия гражданского процесса. Однако необходимо заметить, что даже более поздние учебные издания утверждают, что исполнительное производство является последней стадией гражданского процесса, несмотря на реформирование органов исполнения и самого исполнительного производства.

Необходимо заметить, что проблемы исполнительного производства отличаются как в деятельности судебных приставов-исполнителей, так и в самом Законе «Об исполнительном производстве».

Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» действует уже около четырех лет, однако до сих пор сохраняются как существенные противоречия в самом законе, так и его несогласованность с другими нормативными актами. Хотелось бы обратить внимание на следующие недочеты:

1. В законе — там, где речь идет о распределении 7% от взысканной суммы исполнительного сбора, предусмотренного статьей 81 — содержаться ошибки. Так, 30% этих денег отчисляется в федеральный бюджет (п. 3 ст.

81 Закона), а остальная сумма, (то есть 4,9% от всей взысканной суммы) поступает во внебюджетный фонд развития исполнительного производства. Однако в соответствии со ст. 89 Закона судебный пристав-исполнитель должен получить вознаграждение в размере 5% от взысканной суммы.

Откуда берется еще 0,1% от взысканной суммы, и на какие деньги будет развиваться исполнительное производство, Закон умалчивает. Думается, что необходимо внести ясности в этот вопрос.

2. Предлагаемые в законе сроки часто просто невозможно соблюсти. Только реализация арестованного имущества в соответствии со ст.

54 составляет два месяца, в то время, как на все исполнительное производство отводятся те же два месяца (статья 13), в которые входят три дня возбуждения исполнительного производства (ст.

9), пять дней для добровольного исполнения (ст. 356 ГПК РСФСР и ст. 9 Закона «Об исполнительном производстве»).

3. Только в одной статье Закона (ст. 26) предусмотрено такое основание возвращения исполнительного документа, как «отсутствие исполнительных действий».

В частности, невозможно исполнить решение суда, если в резолютивной части исполнительного листа указано: «Лишить родительских прав», «Признать умершим» и т. д. Данные исполнительные листы возвращаются на основании не ст. 26, а п.

4 статьи 73 Закона — в случае невозможности исполнения, что влечет в ряде случаев существенные проблемы.

Например, арбитражным судом Хабаровского края был выдан исполнительный лист, который гласил: «…Зарегистрировать договор залога недвижимости».

С одной стороны, судебный пристав-исполнитель возвратит данный лист без исполнения в связи с отсутствием исполнительных действий, так как в соответствии со статьей 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 5 Федерального Закона от 21.07.

2006 г.

№122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон №122-ФЗ) это действие относится к компетенции органа учреждения юстиции, осуществляющего государственную регистрацию в едином государственном реестре.

В соответствии с п. 3. ст. 165 Гражданского Кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 16 Закона №122-ФЗ при уклонении одной из сторон от государственной сделки, суд вправе по требованию стороны вынести решение о регистрации сделки, которая регистрируется указанными органами юстиции на основании решения суда.

Статья 17 Закона №122-ФЗ указывает, что основанием для государственной регистрации прав является вступившее в законную силу судебное решение. Согласно ст. 28 этого Закона, права на недвижимость, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Поскольку в решении суда сказано «зарегистрировать», а не «обязать зарегистрировать», судебному приставу-исполнителю не остается ничего другого, как возвратить исполнительный лист в связи с отсутствием исполнительных действий.

С другой стороны, в соответствии со ст. 5 Закона все другие органы только могут исполнять судебные акты, в то время как судебные приставы обязаны это делать. В частности, при восстановлении на работе, сам судебный пристав не может «восстановить» гражданина, он должен лишь обеспечить данное решение суда.

4. Немало споров вызывает вопрос об исполнении исполнительных документов, в которых в качестве должников фигурируют государственные либо муниципальные предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Статьей 58 Закона «Об исполнительном производстве» регламентировано, что в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте, независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится).

Однако Гражданский Кодекс Российской Федерации гласит, что распоряжение имуществом, находящимся в оперативном управлении, а также независимым имуществом, принадлежащем лицу на праве хозяйственного ведения, допускается только с согласия собственника этого имущества, то есть государства или муниципальных органов. Этот тезис подтверждает и недавнее Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое запрещает обращать взыскание на имущество учреждений, находящееся на праве оперативного управления.

  1. Таким образом, государство действует не очень честно, создавая такие противоречия, которые необходимо устранить.
  2. Все те вопросы, которые возникали в процессе применения Закона «Об исполнительном производстве», стали проблемами в практической деятельности и для судебных приставов-исполнителей, и для сторон исполнительного производства, и для других причастных лиц.
  3. На основе и во исполнение указанного закона, на наш взгляд, должен быть принят ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Читайте также:  Производство полипропиленовых мешков: оборудование + технология изготовления 2020

В частности, Правительству надлежит определить порядок наложения ареста на ценные бумаги (п. 8 ст. 51 Закона), порядок и условия хранения арестованного и изъятого имущества (п. 3 ст. 53 Закона), утвердить положение о внебюджетном фонде развития исполнительного производства (п. 1 ст. 82 Закона).

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2009 г.

«О Федеральном домовом центре при Правительстве Российской Федерации» образован названный центр — специализированное государственное учреждение, созданное для обеспечения исполнительных действий при обращении взыскания на имущество организаций-должников. Закон предполагает принятие и других нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение реализации его положений.

Источник: /studbooks.net/1161212/pravo/teoreticheskiy_analiz_problem_ispolnitelnogo_proizvodstva

Проблемные вопросы полного и правильного исполнения судебных актов в рамках исполнительного производства и методы их решения



Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2016№ 312 была утверждена государственная программа Российской Федерации «Юстиция» (далее — программа «Юстиция»).

  • Одной из запланированных к решению до 2020 года задач программы является повышение уровня исполнения юрисдикционных актов, включая модернизацию системы принудительного исполнения, а также обеспечение установленного порядка деятельности судов [1].
  • Одним из общих показателей программы является процент оконченных фактическим исполнением исполнительных производств.
  • Данный показатель рассчитывается как отношение исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, от общего количества находящихся на исполнении в отчетном периоде исполнительных производств.

Большей степенью проблемные вопросы полного и правильного исполнения судебных актов по взысканию денежных средств продиктованы недостаточной проработанностью законодательного механизма по защите прав субъектов исполнительного права. Федеральный закон от 02.10.

2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержит специальную главу 17, в которой впервые делается попытка разрешить вопросы, связанные с защитой прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий [2].

Наличием в Законе специальной главы законодатель подчеркивает особую важность защиты конституционных прав граждан и юридических лиц в исполнительном производстве.

Однако вышеупомянутая глава содержит лишь четыре статьи, которые имеют общий, декларативный характер и не регулируют всего комплекса возникающих здесь проблем. [3]

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту — Закон № 229-ФЗ).

  1. Наряду с гражданским процессом, где ответчик и истец имеют достаточно обширный объем закрепленных прав и обязанностей, стороны исполнительного производства так же могут использовать различные инструменты для защиты своих интересов.
  2. Нередко взыскатель, решив, что его конституционные права нарушаются, может воспользоваться одним из способов восстановления нарушенного права и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации — Прокуратуру Российской Федерации.
  3. Однако применение актов прокурорского реагировании, которые будут применены в рамках гражданского процесса, будет означать вмешательство в охраняемое Конституцией РФ «независимое» судебное разбирательство. [4]
  4. Вместе с тем, при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, только совершение всех предусмотренных законодательством об исполнительном производстве исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения может способствовать завершению гражданского процесса. [5]

При ведении судебным приставом — исполнителем исполнительного производства, часто возникает ситуация, когда у должника недостаточно или отсутствует имущество, на которое возможно обратить взыскание, либо отсутствует иная, реальная возможность исполнить решение суда, т. е. не происходит фактическое неисполнение решения суда и как следствие, нарушение права взыскателя на получение причитающегося ему по исполнительному документу. [6]

Чтобы избежать наступления неблагоприятных последствий в виде «неликвидности» должника, взыскатель на любой стадии гражданского процесса, начиная с момента подачи иска и заканчивая последним заседанием, может заявить о принятии обеспечительных мер.

Решение суда о принятии таких мер, будет зависеть от аргументов, предоставленных заявителем.

Однако такая мера не должна нарушать права другой стороны — должника, поскольку принципы исполнительного производства предполагают соблюдение баланса интересов сторон в исполнительном производстве, что так же является отсылкой к такому принципу гражданского судопроизводства как состязательность.

Судебными приставами — исполнителями применяется широкий круг мер, направленных на повышение эффективности исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, где оптимизация данной работы невозможна без решения проблем, возникающих в процессе такого исполнения. [7]

Очевидно, что оптимальным вариантом должно быть добровольное исполнение требований исполнительного документа должником. Однако на практике, доля фактического окончания исполнительных производств не велика.

Так, фактическое значение показателя ФССП России за 2017 год составляет 56,8 %, при том, что общая сумма, подлежащая взысканию по исполнительным производствам, возбужденным в отчетном периоде, по сравнению с 2016 годом возросла в целом по России с 4,76 до 4,87 трлн. руб. (на 118,5 млрд. руб.

или 2,5 %), а на территории Тюменской области общая сумма возросла по сравнению с 2016 годом с 32 до 38 млрд. руб. (на 18 %) [8].

Столь низкий процент фактического исполнения при ежегодно повышающихся суммах денежных средств, подлежащих взысканию, свидетельствует о неэффективности мер, применяемых судебными приставами-исполнителями.

Система норм исполнительного производства должна предусматривать наступление таких неблагоприятных условий к должнику, при котором обеспечивался бы необходимый результат, указанный в исполнительном документе, удовлетворяющий требования кредитора. Для достижения необходимого эффекта необходимо одновременное осуществление уголовной и административной ответственности должников при исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В данном случае, административная ответственность должна наступать при невыполнении любых требований, которые указаны в исполнительном документе, независимо от их характера.

Уголовная ответственность же наступает лишь в случаях злостного уклонения от уплаты кредиторской задолженности, которая составляет сумму, превышающую 2 млн. 250 тыс. рублей [9], а также алиментных обязательств.

Именно эта норма дает понять должнику способность быть безнаказанным при неисполнении исполнительного документа в неуказанных условиях. Однако при административной ответственности возникает коллизия.

При невозможности взыскать основной долг с должника, зачастую это сопутствует накоплению исполнительных производств, что естественно играет неблагоприятную роль для интенсивности исполнения требований исполнительных документов. [10]

Недостаточное финансирование является проблемным аспектом в любой отрасли, так как взыскание, возложенное на Федеральную службу судебных приставов России, осуществляется за счет бюджета, то и расходы соответственно возложены на федеральный бюджет.

Нередки случаи, когда стороны исполнительного производства могут злоупотреблять правом, когда на имущество не может быть обращено взыскание. Так, в соответствии с ч. 1 п. 1–2 ст. 446 ГПК РФ таким имуществом, например, признается жилое помещение, либо земельный участок, являющийся единственным пригодным для постоянного проживания помещением.

В процессе исполнения судебных решений часто встречаются случаи нарушения законодательства, судебные приставы — исполнители не признают незаконность своих действий, а жалобы, подаваемые в порядке подчиненности, не всегда являются результативными.

Единственным способом защиты нарушенных прав и интересов сторон в исполнительном производстве является суд с жалобой на действие (бездействие) судебного пристава.

Оспаривание постановлений, действий (бездействий) судебных приставов и иных лиц службы судебных приставов осуществляются в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. [11]

Еще одной проблемой эффективности исполнения судебных решений является утрата исполнительного документа. До получения дубликата может пройти несколько месяцев, что соответственно может являться играющей ролью в отчуждении имущества должником.

Также прокурор имеет право оспорить постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России в судебном порядке, в случаях, которые предусмотрены законом (часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и часть 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). [12]

Такая норма устанавливается в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». [13] Однако закон не устанавливает действенный механизм реализации полномочий как властного надзирающего органа. [14]

Д. В.

Чухвичев справедливо указывает, что основополагающей формой защиты прав и законных интересов субъектов в ходе исполнительного производства является правовосстановление, которое осуществляется в основном в судебном порядке. Однако суд не является универсальным средством защиты прав участников исполнительного производства. Суд вообще редко сам участвует в исполнительном производстве [15].

К сожалению, сегодня закон не указывает нам такого способа регулирования отношений, в котором бы наилучшим способом защищались права субъектов, и прежде всего взыскателей.

Положения, закрепленные в ст.113 Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержатся не в специальной главе 17, а в главе 15 Закона и регламентируют порядок привлечения организации-должника к ответственности за неисполнение исполнительного документа.

Безусловно, вышеуказанная норма направлена на защиту прав взыскателя в исполнительном производстве. Но, по сути, данная статья является отсылочной к ст.17.14 КоАП РФ (нарушение законодательства об исполнительном производстве).

При обнаружении данного правонарушения судебный пристав-исполнитель должен составить протокол об административном правонарушении.

Копию протокола он вручает должнику, а подлинник вместе с заявлением направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка для привлечения последнего к административной ответственности. За неисполнение судебных актов организации могут нести как административную, так и гражданско-правовую ответственность. [16]

Административная ответственность за данные правонарушения предусмотрена в виде штрафа и взыскивается в доход бюджета. [17]

Проблемные вопросы ведения исполнительного производства по делам о возмещении ущерба и пути их решения хотелось бы рассмотреть на практическом примере УМВД России по Тюменской области (далее — УМВД).

Источник: /moluch.ru/archive/240/55468/

Ссылка на основную публикацию