Как работать с госзакупками — начало, тонкости, нюансы, ошибки и подходы, ведущие к успеху

Можно ли построить бизнес на госзакупках с нуля? Да, безусловно. Сложно ли это сделать? Нет, если знаешь как. Госзакупки для малого бизнеса и предпринимателей средней руки могут оказать неоценимую помощь. И в рамках данной статьи будут рассмотрены различные аспекты этого дела.

Общая информация

Предпринимательство живёт на производстве товаров, торговле и оказании услуг. Во всём этом нуждается государство, которое может стать постоянным клиентом. Для бизнеса такая ситуация – это отменный способ расширения своего рынка сбыта и увеличения товарооборота.

Часто можно встретить мнение, что связываться с государством не имеет смысла, ибо кругом откаты и прочие проявления коррупции. Но реальная ситуация довольно разительно отличается от мифического образа. Да, периодически придётся встречаться со значительной конкуренцией.

Но если предлагать выгодные условия – считайте, что договор уже в кармане. И огромную помощь в этом оказывают электронные аукционы, где указываются все условия и потребности. Конкуренция при этом зависит от суммы предлагаемого контракта и сферы деятельности.

И небольшой одушевляющий факт: примерно 40% всех электронных аукционов признаются несостоявшимися. И причина смешна – не находятся участники, желающие в них поучаствовать.

Могут возникнуть подозрения (не беспочвенные) о каких-то специфических моментах, и они действительно имеют место быть, но не в таком масштабе. Как правило, такая ситуация возникает именно из-за того, что действительно, не нашлось никого, кто бы заинтересовался.

Выбираем свою нишу

Первоначально необходимо ознакомиться с большим количеством различной документации. Помочь в этом за определённую плату могут специалисты. Если же свободных средств нет, то придётся разбираться в этом самостоятельно. И здесь поможет данная статья.

Кроме неё, можно обратить внимание ещё на различные специальные пособия и обучающие курсы, которые проводят общественные организации (в массе своей) и государские службы поддержки бизнеса.

Для начала можно уделять внимание не очень большим, но всё же самым настоящим электронным аукционам, где будет небольшое количество конкурентов. После этого необходимо направить заявление на участие в нём и приложить все необходимые документы.

Тендерная комиссия же выберет самое выгодное предложение (то, что соответствует всем требованиям и обладает наименьшей ценой). При разумном подходе госзакупки для малого бизнеса превращаются в прибыльную статью дохода.

Как всё работает?

В рамках статьи будет уделено большое внимание электронным торговым площадкам. Почему? Дело в том, что благодаря им очень удобно искать интересные предложения. К тому же, для подачи заявки в данном случае не требуется тратить много времени. А открытая форма работы по принципу аукциона позволяет следить за честностью работы комиссий и жаловаться в соответствующие инстанции. Но всё же следует учитывать один момент. Брать участие в тендерах может любая коммерческая организация, но для допущения необходимо знать правила и алгоритм работы. Поэтому, будет внимательно рассмотрено следующее:

  1. Принципы работы системы государственных закупок.
  2. Открытый и закрытый конкурсы.
  3. Аукцион (в том числе и электронный).
  4. Кто может брать участие.
  5. Специфические моменты.
  6. Начинаем сотрудничество.

Принцип работы

Если интересует, скажем, бизнес на госзакупках с нуля до 100 тысяч рублей или же миллиона (для начала), то обойтись без этого момента не выйдет. О чем же следует поговорить первоначально? О взаимодействии. Государство может быть рассмотрено как специфическая коммерческая структура. И она нуждается в определённых услугах.

Поскольку же масштаб работы и влияния государства поистине огромен и затрагивает практически все сферы жизни, то и перечень нужных услуг практически не ограничен. Причем в сторонних организациях периодически нуждается любой государственный институт – сельское хозяйство, машиностроение, космическая сфера, образование и прочие.

Но к тендерам выдвигаются суровые требования. И первое – процесс выбора подрядчика на производство товаров и оказание услуг должен быть прозрачным по максимуму. Как только организация выполняет выдвигаемые требования, она может предложить свои условия и собственную цену. В случае когда она самая выгодная, происходит получение заказа.

Тут следует отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, часты случаи, когда организации прибегают к законным хитростям, которые оказывают влияние на выбор подрядчика. Чтобы не стать жертвой таких обстоятельств и построить успешный бизнес в сфере госзакупок, необходимо тщательно изучить, как работает эта система.

В Российской Федерации законодательством утверждено несколько видов торгов.

Открытый и закрытый конкурсы

Первый вариант является самым распространённым способом организации государственных заказов на территории Российской Федерации. Его суть заключается в том, что всех заинтересованных лиц о заказе информируют через средства массовой информации: печатные газеты, на тематических сайтах. В общем, делается всё, чтобы найти оптимального подрядчика. Для проведения открытого конкурса подготавливается большой объем материала, а все условия документально фиксируются. На протяжении месяца поступают заявки. После этого проводится процедура вскрытия, и учреждающая комиссия решает, кто же будет выполнять заказ. Подобный подход, правда, требует регулярного мониторинга соответствующих источников, что не очень удобно. Особенностью закрытого конкурса является то, что заказчиком самостоятельно устанавливается круг исполнителей, что могут справиться с заказом. Такой подход практикуется в тех случаях, когда приходится работать с конфиденциальной информацией или же выполняемая работа является весьма специфической. Хотя он может применяться и тогда, когда проводить ознакомление с нею многочисленных исполнителей нерентабельно.

Аукцион

Они так же, как и конкурсы, бывают открытыми и закрытыми. Исполнитель в данном случае выбирается по принципу «готов выполнить необходимый объем работ за минимальную сумму». Причем понижение ставки осуществляется по заранее установленным параметрам, что регламентируется законодательством.

Особенностью закрытых аукционов является максимальная степень конфиденциальности. Таким образом, заказчика защищают от возможного сговора. Особенно следует уделить внимание электронным аукционам. Они проводятся на виртуальных торговых площадках, что были аккредитованы контролирующим органом.

В таком случае подать заявку можно только через интернет.

Всё возрастающая популярность мировой сети приводит к тому, что многие страны законодательно обязывают свои институты закупать всё необходимое с помощью именно электронных аукционов.

Современные технологии позволяют делать процесс выбора исполнителя для нужд государства предельно честным и снижают риск преступного сговора. К тому же предприниматели, что берут участие в аукционах, могут собственными глазами видеть процедуру выбора.

И если будет кто-то обиженный, то что его воздержит от сообщения в полицию и прокуратуру?

Кто же может принять участие?

Особенно многих интересует вопрос относительно индивидуальных предпринимателей. Они могут принимать участие в государственных закупках, но есть определённые ограничения. Так, индивидуальные предприниматели не могут участвовать в тех тендерах, где предусмотрена работа исключительно с юридическим лицом. Во всех остальных случаях, чтобы поучаствовать в процессе удовлетворения нужд государства, нужно просто соответствовать требованиям заказчика и очень желательно иметь успешный опыт работы в выбранной категории предпринимательства. А то, какая будет форма организации – индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо – роли не играет. Важно только получить электронную цифровую подпись и зарегистрироваться на площадке государственных закупок, что была аккредитована.

Пошаговая инструкция к предпринимательству

Сейчас давайте рассмотрим, как построить свой бизнес на госзакупках с нуля. Более удобным является вариант работы с электронными ресурсами. Поэтому внимание будет уделено ним. Такому положению дел способствует и более лёгкая возможность взаимодействия, и отсутствие сложности с отслеживанием новых тендеров в режиме реального времени, и множество иных приятных моментов. Поэтому каждому предпринимателю, что планирует развиваться в этом направлении, следует сделать следующие шаги:

  1. Получить электронно-цифровую подпись. В современном мире она становится всё более необходимой каждому предпринимателю и юридическому лицу. Почему? Дело в том, что согласно законодательству многих стран, в том числе и Российской Федерации, ЭЦП эквивалентна стандартной подписи директора. Только создана она специально для использования посредством интернета. А в некоторых сферах деятельности даже предусмотрено, что без ЭЦП – никуда.
  2. Выбрать площадку. После того, как готова электронно-цифровая подпись, следует определиться, где же исполнителю удобнее всего искать заказы. В России можно использовать следующие площадки, которые предлагают: Единая информационная система в сфере закупок, ОАО «Госзакупки», РТС-тендер, Сбербанк-АСТ. Конечно, есть и другие. Какую среди них выбрать – всё зависит исключительно от того, кто хочет обслуживать государство. Главное – чтобы площадка была аккредитована. Всё остальное – дело вкуса.
  3. Прохождение аккредитации. Чтобы зарегистрироваться и получить доступ, необходимо идентифицировать себя. Эта процедура проводится для каждого портала отдельно. Для аккредитации достаточно, как правило, заполнить специальную регистрационную форму и приложить учредительские документы, как то: устав, выписка из государственного реестра, доверенность на участие в торгах (если этим занимается не непосредственно руководитель организации), свидетельство. После этого администратор портала в течении 5 дней должен рассмотреть всю документацию.

Маленькие шаги к великому будущему

Итак, есть доступ ко всему необходимому. Что же теперь делать? Следующие шаги предпринимателя будут такими:

  1. Использование залоговых средств. Первоначально необходимо будет разместить средства на счёте, что привязан к площадке. Когда будет подаваться заявка, то вместе с ней система будет удерживать до 5% от стоимости тендера. После того, как аукцион завершен, сумма возвратится к своему обладателю, и её можно будет беспрепятственно вернуть. Если же денег не будет, то подача заявки не осуществится.
  2. Составление заявки. Это немаловажный этап, который многие недооценивают. От того, насколько корректно будет написан текст заявки, зависит успех потенциального исполнителя. Состоит она из двух частей: информационной и анонимной. В первой имеются все нужные сведения и документация. Во второй же пишется подробное описание товара, услуги, процесса производства, поставки, выполнения, согласие на проведение работы и прочее, что исполнитель сочтёт нужным. Заказчик после получения всей информации сообщает оператору портала о своём выборе. А он уже связывается с исполнителем.

Как видите, бизнес-процесс «госзакупка» не такой и страшный, как может показаться на первый взгляд. К тому же новеньким в этом деле можно подойти с позиции «глаза боятся, а руки делают». А со временем, когда уже будет достаточно опыта, эти действия не будут создавать сложности.

Полезные правила

Вот и было рассмотрено, что же собой представляют госзакупки. Малый и средний бизнес, стоит только захотеть, может хорошо на них зарабатывать. Но если придерживать нескольких простых правил, то можно существенно увеличить успешность своей деятельности. Какие они? Первоначально необходимо сложить бизнес-план госзакупок.

Его никому показывать в последующем не нужно, но иметь четко определённую и изложенную систему взаимодействия, решений, подготовки всё же полезно. Кроме этого, необходимо отслеживать заказ, что представляет интерес, до конца. Не исключено, что заказчик изменит условия, и нужно быть готовым ознакомиться с новыми требованиями.

Это довольно хитрый механизм выбора того исполнителя, что нужен. Также необходимо внимательно относится к тем заказчикам, что устанавливают цену в несколько раз ниже рынка. Скорее всего, это говорит о недобросовестности. Не лишним будет и составлять черный список или пользоваться чем-то подобном, сделанным другим человеком.

Увы, имеет и такую негативную сторону бизнес на госзакупках. Отзывы в данном случае тоже не лишним будет изучить. Кроме этого, можно посмотреть и то, как человек пишет в х.

Если вежливо – более вероятен успешный исход, грубо и хамовато – жди проблем. Сейчас участие малого бизнеса в госзакупках, равно как и предпринимателей средней руки, пока что ещё в новинку.

Читайте также:  Производство сетей: оборудование + технология изготовления 2019

Но если уж и появилось желание стать предпринимателем, то значительно легче будет действовать именно на этом поле.

Заключение

Необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы доля участия малого бизнеса в госзакупках постоянно росла. Ведь это хоть и не много, но рабочие места, и, потенциально, средний и большой бизнес в перспективе. А какое государство откажется от того, чтобы выращивать крупные компании и предприятия, как картошку на грядках? Поэтому, необходимо поддержать и дать возможность заниматься бизнесом всем, кто желает. Ведь механизм государственных закупок можно назвать протекционистским инструментом, который помогает активизировать создание собственной мощной и уверенной экономики, которая так нужна нам в это тяжелое время.

Источник: /BusinessMan.ru/biznes-na-goszakupkah-s-nulya-poshagovaya-instruktsiya.html

Можно ли самостоятельно освоить госзакупки?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Те, кто впервые начинает задумываться об участии в госзакупках, рисуют в своей голове довольно жуткие картины: распил, коррупция, откаты, чиновники, законы и т.д.

На самом деле в этом нет ничего страшного. Госзакупки — это не высшая математика и не ядерная физика и освоить эту тему на уровне, достаточном для использования данного инструмента вполне по силам каждому.

А для поставщиков это именно И-Н-С-Т-Р-У-М-Е-Н-Т по увеличению портфеля заказов, расширению рынка сбыта и т.д.

Хочу рассказать вам свою историю о том, как когда-то начинал участвовать в госзакупках я. Началось это в 2006 году, когда я устроился помощником директора в крупный проектный институт.

Помимо различных обязанностей мне было поручено разобраться с госзакупками и наладить систему участия в торгах данной организации. Точнее с госзакупками в той организации работа уже велась, но на очень дилетантском уровне.

В этой организации ими занималась девочка, которая понятия не имела, что она делает, т.е. она выполняла чисто механическую работу по заполнению форм, размножению документов и склеиванию конвертов.

А конкурсы выигрывались в основном по предварительной договоренности с Заказчиком, поэтому на все «косяки», неточности заполнения и оформления закрывались глаза. В других же конкурсах, где не было «связей», участие не принималось.

Вы не представляете мое выражение лица, когда в один «прекрасный» день шеф положил мне на стол распечатанную конкурсную документацию и сказал, что вот тебе документ для изучения, смотри, разбирайся, нам нужно будет в нем участвовать.

До этого момента конкурс для меня ассоциировался только с конкурсом красоты, где длинноногие красотки в купальниках борются за звание «МИСС…» или «МИСКИ»))). По образованию я инженер-технолог и был далек от всевозможных юридических аспектов, справок, выписок и законодательных норм. Однако это не послужило барьером в освоении этого нового для меня направления.

Но работа есть работа… Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть! Во времени меня никто не ограничивал, и моей задачей было понять, что это такое, как в этом участвовать и что для этого нужно?

Информации в интернете на тот момент было очень мало, поэтому шаг за шагом я стал собирать всю информацию, которую только удавалось найти. Начал готовить конкурсные заявки и применять свои ещё мизерные знания на практике.

Конечно, в самом начале пути я «пролетал» везде, где только можно было пролететь. Первые 6-ть месяцев я не мог выиграть ни в одном конкурсе. Ошибки были разные и существенные и не очень, но спросить было не у кого.

Даже наш штатный юрист отмахнулся от меня и сказал, что это не его профиль, и он не разбирается в этих вопросах.

Но надо отдать должное моему руководителю, который очень мудро поступил в сложившейся ситуации.  Он сказал, что будем продолжать участие в торгах до тех пор, пока у нас не получится. И вот после неудачного старта я стал постепенно выигрывать в торгах. А по прошествии еще 6-ти месяцев наше высшее московское руководство решило отправить меня на обучающий семинар в Москву.

Когда на семинаре разбирали всевозможные ситуации, на которых можно оступиться и лектор спрашивал: «Кто с этим сталкивался?», то я как всезнайка первоклассник сидел с высоко поднятой рукой. Тот, улыбаясь, сказал, что на все грабли, на которые можно было наступить, я уже наступил путем большого числа проб и ошибок.

После семинара мои результаты стали ещё лучше и со временем эта деятельность стала мне все больше и больше нравиться.  Я и по сей день этим занимаюсь. Правда уже это не так как раньше, когда я сидел весь заваленный бумажками, нумеровал кипы страниц и ставил штампики «Копия верна». Хотя иногда приходится и это делать самому.

Но к чему я вам все это рассказываю. Сейчас освоить тему госзаказа стало гораздо проще, в интернете есть масса тематических ресурсов, книг, форумов, пособий, семинаров, вебинаров и тренингов. Вам не нужно зубрить и знать все от «А» до «Я», но нужно знать основы, с помощью которых вы будете двигаться дальше шаг за шагом.

Поскольку я сам являюсь поставщиком, то и своим клиентам всегда говорю, что нашей основной задачей является расширение рынка сбыта товаров, работ, услуг и разбираться в госзакупках нужно на том уровне, чтобы это участие приносило конкретный результат, а не знать наизусть пункты закона или даты принятия тех или иных поправок.

Это как управление автомобилем, для того чтобы научится водить автомобиль не обязательно знать все тонкости его конструкции. Теория без практики мертва, поэтому нужно внедрять полученные знания и действовать до результата! Если это получилось у «технаря», то получится и у вас!

Желаю вам удачи и новых побед!

Источник: /zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/mozhno-li-samostojatelno-osvoit-goszakupki.html

Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка

Участие в госзакупках — это способ заработка на продаже товаров, работ или услуг государству. Решились попробовать? Мы составили пошаговую инструкцию, как участвовать в госзакупках, что нужно сделать и с чего начать участие в тендерах госзакупок и электронных торгах.

Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.

Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры.

Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить.

Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

С 2020 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».

В 2020 году аккредитация на площадках происходит сразу же после регистрации в ЕИС. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».

Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации

Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте zakupki.gov.ru. Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.

При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:

  • диапазон начальной цены заявки;
  • регион поставки;
  • наименование заказчика;
  • ключевые слова извещения и другое.

При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.

Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафных санкций за ненадлежащее выполнение.

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2020 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться плата за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция». Или смотрите видео.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию.

Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки.

Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются.

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как выиграть тендер в 2020 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена.

Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

  • сроки исполнения;
  • сроки оплаты;
  • штрафные санкции.
Читайте также:  Выращивание шампиньов как бизнес в 2020 году

Если нужно внести правки, один раз можно отправить протокол разногласий. Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.

Видео: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах

Источник: /goscontract.info/shkola-goszakupok/goszakupki-s-nulya-poshagovaya-instruktsiya-dlya-novichka

Что мешает поставщикам добиться успеха в госзакупках | Контур.Закупки

Многие поставщики до сих пор не решаются войти в сферу государственных контрактов. Бытует мнение, что, во-первых, это сложно — много требований, условий, документов, а, во-вторых, человеку со стороны заполучить контракт нереально.

Действительно, части поставщиков это так и не удается — они раз за разом упускают госконтракты. Но вместе с тем есть бизнесмены (и их немало), кто успешно сотрудничает с государственными и корпоративными заказчиками.

Если обобщить опыт тех и других, можно выделить типичные ошибки, которые мешают поставщикам добиться успеха в тендерах. Эта статья поможет начинающим участникам госзакупок их избежать.

Как правильно организовать процесс

Среднестатистический собственник бизнеса плохо себе представляет, что такое тендерные продажи. Соответственно, он не может правильно организовать эту деятельность. Чаще всего упускаются такие важные моменты:

  1. В идеале тендерами должно заниматься отдельное подразделение. Если бизнес небольшой, это может быть один человек. На первых порах развитие нового направления потребует много внимания. И если занятому другими делами сотруднику поручить тендеры в виде дополнительной функции, есть риск, дело пойдет не слишком активно.
  2. Человек, который возьмется за это, должен хорошо разбирается в продажах в рамках своей компании и быть нацелен на результат (в виде прибыли). Это тот случай, когда решение нанять профессионала со стороны может не возыметь успеха. Сторонний менеджер может прекрасно разбираться в тонкостях процедур и документов, но не будет знать бизнес и продажи изнутри.

    Нередко тендерами поначалу занимается сам собственник. Это дает дополнительный плюс — со временем, когда дело пойдет в гору, он сможет делегировать полномочия другим специалистам, а сам сможет их контролировать.

  3. Основная задача в государственных тендерах — снижение себестоимости. В подавляющем большинстве процедур побеждает тот поставщик, который предлагает наименьшую цену. И одним из рычагов снижения себестоимости является оптимизация налогообложения в рамках закона. Поэтому преимущество будет у субъектов, которые применяют налоговые спецрежимы (УСН, ЕНВД, ПСН). Они не платят НДС, а значит, могут позволить себе сильнее «падать» в цене, не поступаясь своей прибылью.

    Зачастую поставщики считают, что для участия в тендерах обязательно иметь основную систему налогообложения. Но этот вовсе не так. Государственные заказчики не пользуются вычетами НДС, и для них не имеет значения, являются ли его плательщиками контрагенты.

  4. Если для участия в закупках организуется отдельная компания, далеко не всегда стоит открывать юридическое лицо. Для большинства видов деятельность (кроме лицензируемых) вполне подходит статус индивидуального предпринимателя. Он дает свои плюсы — пониженную налоговую нагрузку и возможность свободно распоряжаться денежными средствами.
  5. Не следует рассчитывать на то, что все знания будут получены в процессе. Безусловно, многое придет с опытом. Но первоначально нужно понимать, как работает система, какие требования предъявляются к поставщикам, такие процедурные нормы следует исполнять и так далее. Закон 44-ФЗ — довольно объемный и сложный документ. К тому же нормативная база по госзакупкам не ограничивается только им — есть множество постановлений, распоряжений и приказов, которые выпущены на его основе.

    Чтобы получить необходимые знания, систематизировать их и периодически обновлять, рекомендуется обучаться. Пренебрежение этим советом может легко привести к тому, что компания окажется в Реестре недобросовестных поставщиков, и ее дальнейшее участие в госзакупках будет под большим вопросом.

Рекомендации по участию

Когда есть понимание процесса и знания, можно приступать к первым пробам. Рассмотрим, на что обратить внимание поставщику, чтобы старт был удачным.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Не зацикливаться на товарном знаке

Типичный случай для начинающих: заказчик в закупочных документах указал товарный знак или производителя, и поставщик сосредоточился только на нем. А вот приписку «или эквивалент» не заметил. Между тем в большинстве закупок по 44-ФЗ она есть, так как заказчикам запрещено ограничивать конкуренцию, требуя поставки товара определенной марки.

Наличие фразы об эквиваленте позволяет поставщику предложить любые другие модели и бренды, которые отвечают прописанным в документации параметрам эквивалентности.

В итоге нередко бывает, что тендер забирает поставщик, предложивший вовсе не тот бренд, который заказчик указал в документации. А неопытные участники сконцентрировались именно на этой марке и не подумали о том, что могут быть аналоги дешевле.

К слову, этот пример иллюстрирует еще и то, почему тендерами должен заниматься человек, хорошо знающий сферу работы компании (в частности, в ассортименте товаров).

Привлекать узких специалистов

Этот пункт вытекает из предыдущего. В любых закупках, которые связаны со специфическими товарами, должен участвовать специалист, досконально в них разбирающийся.

Его задача будет заключаться в том, чтобы, ознакомившись с ТЗ, быстро подобрать подходящую продукцию.

Такой специалист сэкономит уйму времени, ведь иначе во всех технических, технологических и иных тонкостях придется разбираться самостоятельно.

Работать по закону

Публичные тендеры государственных заказчиков были введены, в частности, для того, чтобы сделать бюджетные траты более прозрачными. Но сфера закупок до сих пор остается высоко рискованной в плане коррупционных проявлений. Такое понятие, как «откат», известно всем.

Вместе с тем в УК РФ есть несколько статей, которые грозят уголовным преследованием за разного рода преступления в закупках — мошенничество, дачу взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление служебным положением. Более того, в 2018 году были введены специальные нормы (статьи 200.4 и 200.

5 УК РФ), которые устанавливают меру ответственности, в том числе лишение свободы, за злоупотребления в сфере закупок, а также подкуп представителей заказчика (до 8 лет лишения свободы).

Если заказчик сам вымогает «откат», следует действовать в рамках закона. Например, он не подписывает акты приема по той причине, что товар, по его мнению, не соответствует по какой-либо характеристике.

В таком случае заказчику нужно направить письменную претензию и разъяснить, что в действительности это не так. Следует сослаться на действующие нормы и стандарты, которыми определяется спорная характеристика.

А также привести положения закупочной документации, в которых прописаны требования к этой характеристике.

Также целесообразно подобрать и отдельно направить заказчику примеры дел из практики ФАС и судов, в которых рассматривались подобные ситуации (разумеется, с положительным исходом для поставщика). Весьма вероятно, что после этого акты будут подписаны, и оплата не заставит себя долго ждать.

Советы по дальнейшему развитию

Итак, процесс пошел — тендерные продажи начали приносить результаты. Теперь стоит задача заключать больше контрактов. Чтобы развивать направление, нужно…

Осваивать разные процедуры

Нередко бывает так, что проведя одну-две успешных сделки, участник начинает действовать строго по шаблону, который привел его к победе.

Как правило, поначалу выбирается простой вариант — запрос котировок, и дальше работа происходит только в этом направлении. Такой подход не даст развития — нужно осваивать новые процедуры.

Тем более сейчас на ЭТП проводятся и аукционы, и запросы, и конкурсы по 44-ФЗ. А также конкурентные закупки для малого бизнеса по закону 223-ФЗ.

Часто поставщики думают, что если они не смогли добиться успеха в котировках, то аукционы и конкурсы им тем более «не по зубам». Вместе с тем в более сложных процедурах уровень конкуренции ниже. Поэтому неудачное участие в одном типе закупок не должно стать причиной отказа от других.

Пробовать иные типы закупок нужно и в том случае, если один их вид освоен. Это может способствовать повышению конверсии, то есть увеличению числа побед по отношению к числу поданных заявок.

То же самое можно сказать о приверженности поставщика только к закону 44-ФЗ. Да, действительно, начинают многие именно с него. Однако ограничиваться им не стоит.

Тем более сейчас у малого и среднего бизнеса появилась возможность участвовать в торгах заказчиков по 223-ФЗ для СМП. Они проходят на тех же площадках, где проводятся государственные закупки.

Помимо этого, множество ЭТП проводят процедуры коммерческих компаний.

Не бояться ФАС и судов

Заказчики зачастую стараются искусственно ограничивать конкуренцию — прописывают в документации излишние требования, иные неадекватные условия, подгоняя ее под нужного поставщика или конкретный товар.

Очень часто поставщики (даже опытные в сфере закупок), столкнувшись с такими требованиями, обходят тендер стороной. Но такой подход ведет к сокращению количества потенциальных контрактов.

Если поставщик видит нарушение в документах, он обращается к заказчику — подает ему запрос на разъяснения спорных положений документации (в конкурсах или аукционах). Если тот не отвечает или отвечает не по существу, потенциальный участник торгов может обратиться в ФАС.

Такая жалоба является эффективным инструментом воздействия на заказчика и нередко приводит к тому, что последнему приходится вносить изменения в закупочную документацию.

Также можно направлять жалобу в антимонопольную службу и в связи с другими нарушениями, например, в процессе закупок, в оценке заявок и так далее.

Практика показывает, что подавляющему большинству поставщиков, которые успешно работают с госзакупками, приходится периодически подавать жалобы в ФАС и даже участвовать в арбитражных процессах. Не нужно этого бояться — это нормальный рабочий процесс.

Анализировать

Большую часть процедур любой поставщик проигрывает. Однако лишь малая их часть после этого проводит анализ своей неудачи. Но ведь проигрыш — это тоже результат, и важно знать, почему вышло именно так. Поэтому целесообразно проводить анализ процедуры, которая проиграна.

Если по результату конкурентной закупки контракт с победителем был заключен, то он должен быть внесен в Реестр контрактов в ЕИС.

Полезно посмотреть, кто выиграл тендер, какая продукция была предложена и по какой цене.

В частности, можно обнаружить, что победитель подал заявку на поставку аналога, о котором проигравший поставщик и вовсе не знает (например, товар недавно появился на рынке).

Анализировать полезно не только конкретную неудачную закупку.

Можно провести полный анализ конкурента, которому достался контракт: насколько активно он участвует в торгах, какие типы процедур предпочитает, сколько из них выигрывает, какую продукцию поставляет и так далее.

Аналогично, путем изучения контрактов, анализируется и закупочная деятельность интересующих заказчиков, а также сфера в целом. Все это должно дать поставщику информацию к размышлению и помочь найти свои ошибки.

Следить за изменениями

В настоящее время мы видим, как реализуются поправки в законы 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые были приняты в 2017-2018 годах. Настолько глобальные изменения бывают нечасто, тем не менее система корректируется практические постоянно. И чтобы удачно участвовать в закупках, нужно всегда быть в курсе последних тенденций законодательства.

Делегировать

Специалист по тендерам должен заниматься только своими прямыми обязанностями — добывать контракты для своей организации. Поэтому как только появились результаты от участия в госзакупках, нужно передать другим лицам работу, которая является вспомогательной (сбор документов, хождение по инстанциям).

Читайте также:  Производство полиэтилена: технология изготовления 2020

Это касается в том числе и исполнения контракта. На практике часто имеет место схема, когда один человек полностью ведет договор: от подготовки тендерной документации до этапа приемки и оплаты. Но это допустимо лишь на первых порах. В дальнейшем такой подход приводит к тому, что другие выгодные закупки проходят мимо.

Нужно стремиться построить систему, которая в части реализации контракта будет полностью независима от специалиста по тендерам.

Использовать специальные программы и сервисы

Такие сервисы, как Контур.Закупки, делают участие в тендерах гораздо эффективнее. В частности, они дают возможность:

  • производить быстрый поиск потенциально интересных закупок;
  • настраивать под себя рассылку с новыми тендерами;
  • анализировать конкурентов, заказчиков, сферу в целом.

В итоге поставщик сможет оперативно получать информацию о закупках и значительно повысить эффективность участия в них.

В настоящее время в России порядка 70% всех денежных средств сосредоточено в организациях, к которым государство имеет непосредственное отношение. Именно они проводят закупки по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Это платежеспособные клиенты и в большинстве своем надежные партнеры по бизнесу, ведь их закупки находятся под пристальным контролем проверяющих органов.

Поэтому сегодня сфера госзаказа — одно из немногих направлений, развиваться в котором весьма перспективно.

Источник: /zakupki-kontur.ru/news/chto-meshaet-postavshhikam-dobitsya-uspexa-v-goszakupkax/

Госзакупки: махинации, особенности и подводные камни

Мы много участвуем в госзакупках (котировки, аукционы) на поставку программного обеспечения для ЭВМ. Выигрывать получается с первого раза, но если много участников, величина прибыли по поставке значительно уменьшается.

Хочу заметить, что необходимо учитывать тот факт, что электронные торговые площадки берут около 3 000 руб. с победителя аукциона. Практикуются и жульнические схемы. Наиболее распространенная на котировках — когда участвуют два якобы «разных» участника, один с ценой чуть ниже, чем у второго.

В электронных аукционах неугодных участников отстраняют на втором этапе из-за незначительной ошибки в документации.

В нашей сфере практически все конкурсы инициируются и готовятся (предпродажная подготовка, подготовка ТЗ) конкретными участниками. Естественно, если компания работала над поставкой не один месяц, то очень хочет получить контракт.

Первый совет новичкам, которые приняли решение дать развитие тендерному направлению в своей компании: оцените рентабельность данного мероприятия.

Организация отдела, который будет составлять предложения для формирования тендера, а также дальнейшее обучение таких специалистов обязательно влетит в копеечку.

Если же вы менеджер-энтузиаст или владелец бизнеса и решили вникнуть в суть и самостоятельно разобраться, как проводится тендер на закупку продуктов или услуг, принимайтесь за штудирование федеральных законов, регулирующих проведение закупки, так как это основа, знание которой существенно облегчит вам жизнь. 

Мы работаем на IT-рынке более 20 лет, и все эти годы контракты для госзаказчиков были одним из приоритетов развития бизнеса компании. Мы работаем с такими ведомствами, как ФМС России, Пенсионный фонд, Казначейство, Росреестр.

В 2014 году доля проектов для госсектора составила 25% от нашего общего оборота.

С учетом того, что электронные аукционы были введены в 2011 году Федеральным законом 94-ФЗ, на основании которого все тендеры проводили госзаказчики, в электронных аукционах нам приходилось участвовать с самого начала их появления.

«Подводных камней» при участии в них всегда хватало: что-то было связано с электронными площадками, что-то с действиями заказчиков, а что-то зависело от человеческого фактора с нашей стороны. В последнее время все трудности, которые связаны с технической стороной вопроса, постепенно уходят.

С введением закона 44-ФЗ доступ к аукционам не изменился, потому что каждый закон можно трактовать двояко. Например, в данном законе есть статья 33.

Если кратко ее описать, то выглядит она так: заказчик должен в документации описать все требования к продукту закупки и не указывать конкретное наименование продукта, но если ему нужна совместимость с имеющимся оборудованием, то пожалуйста.

Этим заказчики часто  пренебрегают и подтягивают под эту двойственную трактовку закона все подряд: программное обеспечение, аппаратные средства. Так что изменения в законе несколько меняют принципы работы, сроки и толкование отдельных действий заказчиков и исполнителей. 

Чаще всего «подводным камнем» являются сроки, которые в электронном аукционе играют основную роль, так как ими регламентированы все действия, включая срок подачи и рассмотрения заявок, срок заключения контракта и предоставления обеспечения.

Когда компания участвует в небольшом количестве аукционов, эти сроки легко учитывать и предугадывать, но когда их десятки, то все приходится держать в графиках и календаре важных дел, так как даже единственный пропущенный день может стать критичным.

Практики побед много, в том числе и с первого раза. Бывало, что на тендер не приходили другие участники или наше ценовое предложение становилось лучшим. Но недавно мы проиграли из-за того, что в конкурсную документацию вложили не ту лицензию, просто потому, что сотрудник, собиравший документы, перепутал одну лицензию с другой.

Перед участием в тендерах мы оцениваем риски, в том числе учитываем практику заключения контрактов заказчика прежних лет, анализируем возможность победы и принимаем решение, идти на тендер или нет.

Конечно, случаются и форс-мажорные ситуации, и в таких ситуациях часто виноваты рейдерские фирмы, которые не имеют ни опыта, ни возможностей исполнения условий тендера и выходят на торги с надеждой «договориться». 

Вячеслав Тертус, руководитель компании DELUS LLC

Наша компания «Деловые услуги» из Севастополя только осваивается на рынке госзакупок. Первое, с чем мы столкнулись, — неимоверные сложности по настройке ПО для работы с торговыми площадками. Настроить компьютер может или специалист, или жутко упрямый и целеустремленный человек.

Первый опыт был неудачным. Во-первых, закупка услуг, которые мы оказываем, была у единственного поставщика, хотя имеется активный рынок по закупавшимся услугам. Сама закупка сопровождалась многочисленными нарушениями российского и местного законодательства.

Ввиду многочисленных нарушений мы направили нашу жалобу в Крымское УФАС, но ее не стали рассматривать по существу и переписали отзыв на нашу жалобу, который предоставил заказчик.

Изучение вопроса обжалования бездействия Крымского УФАС в вышестоящий орган видится бесперспективным, так как законодательного механизма досудебного обжалования бездействия УФАС просто нет.

Мои друзья пробовали работать с госзакупками и столкнулись с тем, что в проекте контракта на закупку предполагается поставка товара в течение трех дней с даты заключения контракта.

Нужно понимать, что логистика поставок Крыма полностью зависит от работы Керченской переправы и погоды, а в случае неудачи можно попасть в число ненадежных поставщиков.

Пока попасть в число поставщиков по госзакупкам никому из моих знакомых не удалось.

Валентина Болкунова, специалист отдела банковских гарантий управления кредитования Банка расчетов и сбережений

Банковскую гарантию на 500 000 руб. получить сложнее, чем кредит на 3 млн руб. При рассмотрении вопроса о выдаче банковской гарантии имеется ряд стоп-факторов, таких как отсутствие у потенциального клиента опыта исполнения госконтрактов, наличие потенциального клиента в реестре недобросовестных поставщиков. Все это делает получение банковской гарантии невозможным.

Введение порядка реструктуризации задолженностей перед коммерческими банками позитивно повлияет на снижение рисков потери банками ликвидности в связи с исполнением требований по банковским гарантиям в крупном размере.

Предоставляя банковскую гарантию заявителю, банк-гарант за принятые на себя риски получает соответствующее вознаграждение. В сложившейся экономической ситуации в стране риски неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) госконтракта увеличились. Конечно, любое повышение цен все воспринимают болезненно.

В свою очередь, для предпринимателей размещение депозита в качестве гарантирования исполнения госконтрактов бывает не всегда удобным, например, если у них нет возможности вывести необходимую сумму из оборотного капитала. В связи с этим предприниматели не одобряют повышение тарифов на банковские гарантии. 

Тем не менее анализ рынка банковских гарантий показывает, что для добросовестных компаний с адекватным опытом работы тарифы на банковские гарантии не изменились.

Безусловно, отсутствие обеспечения повышает тарифы на гарантию для покрытия возможных рисков. Поэтому с новым потенциальным клиентом согласовывается повышенная комиссия за выдачу гарантии или внесение обеспечения.

К сожалению, введение Единого реестра банковских гарантий в соответствии с 44-ФЗ с 01.04.2016 г. сократило, но не обеспечило полное отсутствие поддельных гарантий. Мошенникам удается получать ключи к личным кабинетам банков и размещать поддельные банковские гарантии в самом реестре банковских гарантий.

При выдаче гарантии банки проверяют финансовое положение компании, ее опыт исполнения госконтрактов, в том числе опыт, аналогичный тому, что требуется в данном тендере. Проверяется и кредитная история, участие в судебных разбирательствах.

То есть здесь работают сразу три службы банка: безопасности, кредитная и рисковики. Результатом этого стало отмечаемое всеми экспертами сокращение числа участников гостендеров и рост случаев демпинга на этом рынке.

Компании, не готовые пройти банковскую проверку, больше не рискуют участвовать в тендерах.

Антон Толмачев, управляющий партнер компании «ЮрПартнерЪ»

Рынок госзакупок в последнее время сильно изменился. Сейчас значительно возросла доступность участия в конкурсах. Информационное обеспечение позволяет легко находить необходимые конкурсы, к тому же усилился общественный контроль — теперь организации и граждане уже на этапе размещения документации влияют на ситуацию, когда условия допуска и участия явно необоснованные. 

Остается проблема честности проводимых конкурсов. Очень часто они проводятся «под конкретного исполнителя», и вся процедура закупки напоминает ширму.

Разрабатываются условия, наиболее подходящие под конкретного участника. Все проведено по правилам, но фактически победителем является участник, который предполагался изначально. Также встречаются схемы, при которых участники идут в конкурсы группой, создавая видимость борьбы, но на самом деле сговариваются, то есть победитель известен заранее.

Отдельной проблемой является включение в требования к участникам конкурса субъективных критериев. По таким критериям заказчик оценивает квалификацию участника исходя из своих убеждений, в этом случае проверить и как-либо оспорить результаты практически невозможно.

На нашем опыте мы столкнулись со всеми этими проблемами. Например, ряд однотипных тендеров был, очевидно, подготовлен для определенного участника, а некоторые критерии оценивались заказчиком субъективно.

В результате именно этот участник и выиграл все эти тендеры.

Мы вместе с другими участниками обратились в антимонопольную службу, в результате подавляющее большинство из них было признано соответствующими законодательству, так как оценка субъективных критериев не входит в полномочия антимонопольной службы.

Андрей Медведев, соучредитель и генеральный директор компании «Промышленные силовые машины»

Мы начали участвовать в государственных тендерах в 2006 году. За девять лет очень многое изменилось — и в законодательстве, и в закупочных процедурах. Конечно, наличие электронных площадок упрощает доступ компаний к конкурсам. Раньше везде нужно было личное присутствие.

В 2007 году нашему специалисту пришлось ехать на тендер в какое-то село в Мурманской области. Он уже сел в поезд, когда оказалось, что организаторы неправильно оформили документы, и тендер отменен. С электронными торгами таких ситуаций быть не может.

К тому же появились агрегаторы, которые делают подборку тендеров по заданной теме, так что вы видите все торги, которые ведутся по вашей продукции.

С точки зрения документации все абсолютно прозрачно: перечень необходимых документов регламентирован законом.

В заявке всегда две части: в первой должно содержаться согласие участника на поставку товара и техническая информация о продукции в соответствии с техзаданием, во второй — сведения о компании и документы, подтверждающие соответствие требованиям российского законодательства.

Запрашивать дополнительные сведения закупщики не имеют права, так что при подготовке заявки просто нужно быть очень внимательными и проверять ваши документы на соответствие указанным в тендере критериям.

Существует несколько финансовых аспектов. Во-первых, обеспечение заявки: по закону поставщик должен внести обеспечительный платеж в размере от 0,5 до 5% от максимальной цены контракта для подтверждения участия в аукционе. Эту сумму можно положить на счет закупщика либо подтвердить банковской гарантией.

Мы несколько раз сталкивались с попыткой мошенничества на этой почве. Выглядит это так: закупщик пишет, что в обеспечение заявки принимается только денежный платеж. Участники переводят средства на счет закупщика, а он пропадает. У нас такие конкурсы сразу вызывают сомнение, поэтому мы в них не участвуем.

Второй финансовый момент — обеспечение исполнения контракта. Здесь уже более серьезная сумма — 5-30% от суммы договора. И срок предоставления обеспечительного платежа — всего пять дней. Так что если вы выиграли аукцион, нужно быть готовым оперативно оформить банковскую гарантию.

Казалось бы, такие условия подходят только для крупных игроков, а малый и средний бизнес остается за бортом. Однако на нашем рынке мы наблюдаем другую картину — выигрывает тот, у кого самый дешевый продукт. В нашем оборудовании это означает засилье поставщиков плохой китайской техники.

Они, как правило, совершенно не заботятся ни о клиентах, ни о сохранении собственного доброго имени. Поэтому периодически не выполняют условия контракта, попадают в черный список, а затем меняют юрлицо и снова идут на торги.

При этом качество продукции и услуг, которые они поставляют по гостендерам, крайне низкое. Ведь качество — сложно измеряемая величина,  описать его параметры в техзадании практически невозможно.

Вот и получается, что все оборудование рассматривается как аналог, независимо от того, как и из каких комплектующих оно сделано и отвечает ли кто-то за его работоспособность.

Бывают и откровенные подлоги: недобросовестные поставщики просто переписывают характеристики оборудования, указанные в ТЗ, хотя на деле их машины этим характеристикам не соответствуют. Закупщики, в свою очередь, не всегда обладают достаточными знаниями о технике и боятся претензий со стороны ФАС, поэтому не отклоняют таких поставщиков.

В итоге выигрывает сомнительный продукт, предложенный по минимальной цене. Реальная техническая приемка оборудования проводится на месте, и это открывает возможности для мошенничества. Именно поэтому последние два года мы практически не играем в гостендерах. В корпоративных закупках по 223-ФЗ участвуем много, а вот все, что касается 44-ФЗ, проходит мимо.

Времени они отнимают много, а результата не дают.

Источник: /kontur.ru/articles/2450

Ссылка на основную публикацию